Время новостей
     N°109, 25 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.06.2004
«Плана спасения нет»
Виктор Геращенко пришел в ЮКОС, а Семен Кукес ушел
В составе совета директоров ЮКОСа вчера произошла ожидаемая рокировка -- на собрании акционеров Семен Кукес уступил место председателя Виктору Геращенко. Неожиданным стало то, что г-н Кукес не сохранил за собой другой свой пост - председателя правления. Вчера совет директоров назначил на эту должность президента компании «ЮКОС-Москва» Стивена Тиди. Как указывается с официальном сообщении ЮКОСа, совет директоров выразил надежду, что г-н Кукес «продолжит вносить свой вклад в развитие компании в качестве советника». А Виктор Геращенко вопреки ожиданиям заявил акционерам компании: «У меня нет никакого конкретного плана спасения (ЮКОСа от банкротства. -- Ред.). Нужно, чтобы мы вступили в переговоры (с государством. -- Ред.) или достигли договоренности о переговорах». Исходя из этих слов можно констатировать, что даже несмотря на появление в ЮКОСе такого тяжеловеса, как г-н Геращенко, судьба компании продолжает оставаться неопределенной. И ответов на письма, отправленные в правительство и МНС, о вариантах погашения налоговой задолженности за 2000 год в размере 3,4 млрд долл., судя по всему, в самом ближайшем будущем не будет.

Впрочем, г-н Геращенко открыто не говорит, с какой истинной целью он пошел работать в опальную компанию. Выступая на вчерашнем собрании акционеров, он сказал: «Я вышел на пенсию и ушел из Центробанка по собственному желанию, оказался человеком свободным. Мне не хотелось идти на работу в коммерческий банк, хотя такие предложения поступали, поскольку меня использовали бы как лоббиста между коммерческим банком и ЦБ. Также мне поступало предложение уйти на работу в крупную нефтяную компанию, но с меньшими возможностями, и тогда я был не готов к этому. Когда поступило предложение войти в состав совета директоров ЮКОСа, мне было интересно. Развитие этой компании важно для экономики страны и нефтяной отрасли. Мне будет интересно в этой компании, несмотря на те сложности, которые возникли».

«Совет директоров компании достаточно силен, чтобы решать проблемы компании», -- цитирует Интерфакс г-на Геращенко. Однако в начале года, когда г-ну Геращенко было предложено войти в ЮКОС, многие эксперты утверждали, что опытный политик и финансист ни за что не пошел бы в компанию с такой сомнительной репутацией по своей воле. Инициатива его выдвижения, говорят осведомленные источники, принадлежала той части представителей ЮКОСа, которая настроена на «конструктивные переговоры» с недоброжелателями компании во властных структурах, и была этими недоброжелателями воспринята с удовлетворением.

Первая задача г-на Геращенко -- наладить диалог с представителями государства. Особенно учитывая недавнее заявление президента Владимира Путина о том, что правительство не заинтересовано в банкротстве нефтяной компании (хотя и с оговоркой о том, что судебное дело ЮКОСа -- «отдельная песня»). При этом наиболее вероятным сценарием развития событий подавляющее большинство экспертов считают продажу акций «Сибнефти», числящихся на балансе ЮКОСа, команде Романа Абрамовича за 3 млрд долл. в рамках обратной сделки по «разводу» компаний. Сейчас, как известно, ЮКОС владеет 92% акций сибирской компании, из которых 57% в прошлом году были обменяны на 18% акций ЮКОСа, специально дополнительно эмитированных. Однако суд уже отменил эмиссию, и это решение вступило в силу, несмотря на то, что юристы ЮКОСа вчера заявили о своем намерении подать кассационную жалобу. Так что как только это решение будет полностью исполнено, контрольный пакет «Сибнефти» вернется г-ну Абрамовичу.

Как пишут в своем вчерашнем обзоре аналитики ИК «Проспект», если оставшиеся 35% акций «Сибнефти» будут возвращены прежним владельцам, то вскоре следует ожидать сокращения доли Group Menatep в ЮКОСе, правда, при этом контрольный пакет акций компании не перейдет в руки государства. «В случае исполнения такого сценария продажа пакета Group Menatep скорее всего состоится после того, как будут урегулированы остальные вопросы, поскольку в ином случае привлекательность данного пакета будет крайне низка, -- пишут аналитики «Проспекта». -- Для миноритарных акционеров компании данный сценарий несет достаточно значительные риски, поскольку непонятно, каким образом будут оценены активы компании и по какой цене они будут проданы. Однако в случае его исполнения сохраняется вероятность того, что после выплаты задолженности по налогам компания будет сохранена».

Эксперты полагают, что государство также вынудит основных акционеров ЮКОСа продать те активы, на которые будут претендовать государственные «Газпром» и «Роснефть», а также лояльный к власти «Сургутнефтегаз». Причем по той цене, которую будут готовы предложить эти компании. «Однако не исключено, -- пишут аналитики, -- что продано будет меньше активов, чем в случае исполнения «банкротного» сценария. Не исключено, что проданы будут не сами активы, а доли в дочерних компаниях ЮКОСа. Возможно, договоренность будет достигнута за счет обязательств ЮКОСа и Group Menatep финансировать определенные проекты «Газпрома» и «Роснефти» после того, как задолженность по налогам будет погашена».

Тем не менее г-ну Геращенко в любом случае придется исполнять задачу, поставленную Кремлем, -- найти такой вариант решения «проблемы ЮКОСа», который будет выгоден и президенту с правительством, и команде Романа Абрамовича, и, возможно, триумвирату «Роснефть»--«Газпром»--«Сургутнефтегаз». Да и чтобы нынешние акционеры компании не сильно пострадали в глазах иностранцев, особенно американцев, больше всего недовольных всем процессом вокруг ЮКОСа и его руководителей. Возможно, именно с этой целью в совете директоров вновь появилось 11-е кресло (в прошлом году, когда готовилась сделка по слиянию ЮКОСа и «Сибнефти», было решено, что временно в совет будет входить четное число директоров), в которое был избран советник председателя нефтяной компании Halliburton, широко известной своей близостью к вице-президенту США Ричарду Чейни.

Николай ГОРЕЛОВ
//  читайте тему  //  Дело ЮКОСа