Время новостей
     N°109, 25 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.06.2004
Хрустальный звон
Награда Бориса Беленького вернулась к жизни
Премия «Хрустальная Турандот» была учреждена в 1991 году -- незабываемом году пустых прилавков, цветущих либеральных иллюзий и диких денежно-политических махинаций. По выражению Леонида Радзиховского, именно тогда окончательно выяснилось, что «птенцы перестройки» делятся на две породы: одну составляют певчие птицы, а другую -- ловчие. Театральный приз, учрежденный Борисом Беленьким и его ассоциацией культурных деятелей «Музы свободы» (ах, жива ли она? не сменила ли имя?), в каком-то смысле работал на примирение пород.

Практически это была частная инициатива, прихоть мецената первой гильдии: сейчас я буду любить наш московский театр, и пусть никто мне не указывает, кого и как надо любить. В жюри «Хрустальной Турандот» принципиально не допускались профессионалы: оно всегда формировалось из «авторитетных деятелей культуры, не имеющих профессионального отношения к драматическому искусству». Спрашивать, сколько спектаклей члены этого жюри посмотрели в минувшем сезоне, как они сделали свой выбор и т.д. -- это всегда было бессмысленно и бестактно по отношению к человеку, решившему устроить для московских театралов красивый праздник с едой, питьем и фейерверком. У вас что, слишком много праздников?

При этом: за десять лет существования приз Беленького редко вручался в совсем уж никчемные руки. Его «Турандот» была капризна (как, собственно, и полагается героине Гоцци), но невежественной самодуркой она не была. И стоило пожалеть, что круглый 2001 год оказался в ее жизни последним.

К счастью -- не оказался.

После двухлетней паузы Борис Беленький снова созвал московских театралов в Кусково: говорят, там было славно, и даже лучше, чем раньше. Я в это время был на другом празднике (о нем разговор отдельный), насчет торжества ничего не знаю, а насчет распределения призов -- да, действительно, все удачно. И даже лучше, чем раньше. Профессионалу не о чем спорить с просвещенным меценатом. То есть я не могу сказать, что рассудил бы точно так же, но могу сказать: все награды розданы в пределах здравого смысла и хорошего вкуса.

Лучший спектакль сезона -- «Когда я умирала» Миндаугаса Карбаускиса в Театре-студии Олега Табакова: да, верно. В моем личном рейтинге «Скрипка Ротшильда», поставленная Камой Гинкасом в ТЮЗе, стоит чуть-чуть выше, но, во-первых, именно «чуть-чуть», а во-вторых, в 2001 году Гинкас получил свой хрусталь за «Черного монаха». В членах жюри и тогда, и сейчас значились одни и те же люди: балерина Екатерина Максимова, писатель Анатолий Приставкин, кинорежиссер Петр Тодоровский, рок-музыкант Андрей Макаревич: стоило ли повторяться?

Лучший режиссер сезона -- Кирилл Серебренников («Мещане», МХАТ). Пожалуй, более спорно. На этой же сцене в сезоне 2003/04 Юрий Еремин выпустил «Последнюю жертву», Сергей Женовач -- «Дни Турбиных», Карбаускис -- «Дядю Ваню»; место «Мещан» в этом параде премьер я числю четвертым. Но в спектакле Серебренникова есть и смысл, и эффектность, и отменные актерские работы: нельзя сказать, что приз он взял незаконно.

Лучший актер сезона -- Константин Райкин («Ричард III», «Сатирикон») -- может быть, может быть. Мне было бы милее, если б хрустальную статуэтку получил Дмитрий Назаров за свои дивные мхатовские дебюты: Тетерев в «Мещанах», Астров в «Дяде Ване». Однако выбор вполне вменяем, грамотен, доказателен -- и стоит ли требовать большего?

Лучшая актриса -- Евгения Симонова («Три высокие женщины», Театр ГИТИС). И вот за это следует отвесить Беленькому низкий поклон.

Спектакль Сергея Голомазова, что называется, раскручен не был: его посмотрели только те, кто театром интересуется вплотную. Постановка делалась скромная, малозатратная, и премьера прошла бесшумно. Мало кто заметил, что роль в пьесе Эдварда Олби -- лучшая из всех ролей, которые Симонова сыграла с тех пор, как выросла из амплуа драматической инженю.

Она играет роль трагикомической старушонки: сюжет этой роли можно назвать историей высвобождения душевной муки. Смешная балда, маразматичка, крохоборка постепенно восходит к огню: к такому страшному полыханию души, которое привычно лишь для героинь древнегреческой трагедии -- Медеи, Федры, Иокасты. В этой роли актриса Симонова открылась заново: такая сильная, такая умная, что и предположить было невозможно. Может быть, это не самая крупная, но самая неожиданная удача сезона: спасибо тем, кто ее оценил по достоинству.

Почетный приз "За честь и достоинство" получила "Мастерская Петра Фоменко"; столь же почетный приз "За доблестное служение театру" -- персонально Олег Табаков, сумевший за три года вывести Художественный театр из кризиса. Тут все глубоко справедливо: и насчет чести, и насчет достоинства, и насчет доблести, и насчет служения. Далее -- фейерверк.

Александр СОКОЛЯНСКИЙ
//  читайте тему  //  Театр