Время новостей
     N°115, 05 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.07.2004
Революция в органе
Счетная палата пересмотрела итоги приватизации
В пятницу Счетная палата подвела предварительные итоги собственного анализа результатов приватизации госсобственности за десять лет-- с 1993 по 2003 год. По мнению аудиторов, основные цели приватизации достигнуты не были, но «объективно состояние экономики улучшилось». Никаких конкретных случаев неправильной приватизации в исследовании не упомянуто, хотя, допустим, на «Сибнефть» и Романа Абрамовича у главы Счетной палаты Сергея Степашина был такой зуб, что свою "зубную боль" глава СП неоднократно и громко озвучивал.

Счетная палата за полгода проанализировала все три этапа приватизации: «политическую» чековую приватизацию (она же ваучеризация), приватизацию через инвестиционные конкурсы и фискальную (простую продажу государственных предприятий для пополнения госказны). В аналитической записке Счетная палата оценила исходные данные экономики, основные экономические и социальные итоги приватизации. А также отдельно рассмотрела деятельность государственных органов во время приватизации и эффективность привлечения иностранного капитала.

Аудиторы сошлись во мнении, что основные цели приватизации достигнуты не были. Под «основными целями» Счетная палата подразумевает формирование в России значимого слоя частных собственников, формирование социально ответственного бизнеса, социальную защиту граждан и создание конкурентной среды. Впрочем, последнее сделать в какой-то мере все же удалось. Да и вообще, по словам заместителя председателя СП Александра Семиколенных, приватизация была необходима, чтобы обеспечить переход от административно-командной экономики к рыночной.

Именно из этой высокой цели исходили аудиторы при анализе приватизации. Выяснилось, что на 2003 год уровень ВВП в России оказался на 20% ниже, чем в начале 90-х годов, промышленное производство сократилось на 25%. Как сообщил зампредседателя Счетной палаты, «по основным макроэкономическим показателям в России не достигнут уровень 1992 года». Не сыграла приватизация, как показали события 1998 года, и стабилизирующей роли. «О социальной же ответственности бизнеса начали говорить лишь в 2003 году», -- сказал он. Но, по мнению аудиторов, «приватизация выполнила свою историческую роль»: хотя «формально экономическое положение страны ухудшилось, фактически же, если вспомним, что было в начале 90-х годов, оно улучшилось».

Интересно, что за все десять лет приватизации, по оценкам Счетной палаты, государство недополучило в бюджет всего 45 млрд руб. (657 млн руб., 1млрд 250 тыс. долл. и 153 млн экю). Причем львиная доля нарушений (89%) приходится на органы государственной власти. Как правило, это недооценка активов при предпродажной подготовке, неисполнение исковых обязательств и неоплата активов после выигранных инвестиционных конкурсов.

Не понравилось Счетной палате и поведение иностранных инвесторов. Иностранные компании вкладывали деньги в приватизируемые предприятия, но эти предприятия оказывались неконкурентными на мировом рынке и «ложились на бок». Поэтому теперь Счетная палата будет рекомендовать правительству ограничить участие иностранного капитала в процессе приватизации.

Процесс приватизации будет продолжаться, что, по мнению аудиторов, повышает ценность сделанных Счетной палатой выводов и рекомендаций. Тем более что массовая приватизация скоро может коснуться таких деликатных сфер, как земля и лес. Как заявил газете «Время новостей» президент Международного фонда инвестиций и приватизации Владимир Щербаков, глава Счетной палаты Сергей Степашин пытается повысить значимость подведомственного органа: «Степашин пытается поднять уровень СП с уровня простого ревизора, с которым мало кто считается. Ведь сколько из палаты посылалось раньше запросов в Генпрокуратуру, но никто персонально потом не привлекался. Степашин делает своего рода революцию -- пытается сделать из СП аналитический орган, который оценивал бы политические аспекты реформ, их методы, недостатки».

Окончательный вариант своих рекомендаций правительству Счетная палата намерена обнародовать только в сентябре. На данный момент ясно, что аудиторы посоветуют разработать стратегию дальнейшей приватизации, обеспечить правовую защиту государственной собственности, в частности ужесточив налоговое законодательство в сырьевом секторе, и понять, как можно вернуть в бюджет недоплаченные деньги. Желательно в добровольном порядке.

Правда, пересмотром итогов приватизации Счетная палата не угрожает. Глава СП Сергей Степашин неоднократно успокаивал общественность, рассказывая, что «цель завершаемого Счетной палатой анализа итогов приватизации минувшего десятилетия -- отнюдь не деприватизация или достижение каких-либо иных результатов карательного характера, а выработка основательных финансово-экономических выводов, которые могли бы быть учтены в ходе дальнейших приватизационных процессов». По мнению Ивана Родионова, управляющего директора «Брансвик капитал», высказанному газете «Время новостей», последствий такая проверка скорее всего не будет иметь никаких: «В современной политике есть определенная линия -- в декабре на заседании Торгово-промышленной палаты бизнес в лице г-на Примакова просил у президента своего рода индульгенцию, обещания, что не будет пересмотров итогов приватизации. Путин ответил, что, в общем, не будет, за исключением трех--пяти случаев, где «было что-то не просто не так, а сильно не так». В этих рамках и будет проводиться пересмотр».

Президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин считает, что для Счетной палаты проверка приватизации -- «вкусная работа, не требующая особых затрат». Газете «Время новостей» он пояснил: «Аудиторы потом собирают газетные вырезки и прокурорские отчеты. А итоги не Счетная палата должна подводить, а социальная система. Я, например, считаю, что итоги приватизации у нас нормальные -- и для тех, кто ее делал, и для страны. И Россия их оценит лет через десять, но без помощи Счетной палаты. Если же кому-то понадобится политический пересмотр итогов, то для этого не нужно палаты, обычно это делается вооруженным восстанием».

Дарья ГУСЕВА