|
|
N°129, 23 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Вопрос в лоб"
Правительство вычисляет сумму затрат на поддержку экспортеров
Правительству потребуется еще минимум полтора года на то, чтобы решить проблему возврата НДС экспортерам. Об этом заявил вчера министр экономического развития Герман Греф после окончания заседания кабинета, на котором рассматривалась программа поддержки экспорта.
Болезненную проблему возврата НДС затронули лишь два члена правительства. Помимо главного докладчика -- г-на Грефа -- к теме обратился и вице-премьер Александр Жуков. Г-н Греф сказал, что «2005 год упущен для нормализации ситуации с возвратом НДС». Правда, он немного потрафил бизнесу, заметив, что идея введения НДС-счетов однозначно похоронена правительством. Вместо нее планируется внедрить счета-фактуры с одновременным развитием информационных систем, унифицировать ставки и ускорить возврат НДС при капитальных вложениях. Г-н Жуков, в свою очередь, отметил: именно то, что «правительство не может решить проблему возврата НДС экспортерам, и ставит их в неравное положение с конкурентами».
Хотя Герман Греф и оговорился, что «ни в коем случае не хочет критиковать Минфин», именно он и вице-премьер Жуков выступили основными критиками ведомства Алексея Кудрина. «Мы впервые в 2004 году записали строкой в бюджет поддержку экспорта. Но ментальность не позволяет нам это делать -- нам вроде бы неудобно, -- заявил г-н Греф. -- Но поддержка невозможна без затрат». Г-н Жуков, в свою очередь, считает, что кредитование по линии госбанков недостаточное: «Ресурсов Эксимбанка мало, надо подумать над тем, чтобы подключить к этому процессу ВЭБ».
Глава Минфина, возражая коллегам по правительству, на заседании кабинета подтвердил, что не желает тратить много денег на поддержку экспортеров. «Меры бюджетной поддержки, такие как кредитование, субсидирование и госгарантии, должны быть не основными, а лишь вспомогательными в деле поддержки экспорта», -- пояснил свою позицию г-н Кудрин. Тут он неожиданно для всех вспомнил, что, например, в США, когда настала необходимость поддержать экспортеров, бюджет тревожить не стали, а пошли на девальвацию национальной валюты. Эти слова главного финансиста, может быть, и остались бы без комментария, если бы не г-н Жуков. Вице-премьер, рассуждая о конкретных мерах для прорыва в деле поддержки экспорта, заявил, что не следует допускать чрезмерного укрепления рубля. «Это нужно откорректировать», -- отметил он. Правда, не пояснил, как именно.
Неизвестно, есть ли у правительства предложения от Минфина и ЦБ на сей счет. Зато точно есть позиция г-на Грефа, которая, очевидно, идет вразрез с линией на ослабление рубля. «Курс рубля должен быть рыночным. Я сторонник естественного процесса. Считаю, что специальных изменений не будет. Надо поддерживать макроэкономический паритет, и если его нарушить, то последствия будут негативными. Я не уверен, что ослабление рубля может дать положительный эффект для модернизации экономики», -- заявил глава МЭРТ.
Судя по всему, более детальное отношение к макроэкономическим процессам г-н Греф готов обнародовать 1 августа, когда его ведомство подготовит уточненный прогноз экономического роста на 2004 год. Пока же у него есть время на то, чтобы выполнить задание премьера, полученное на вчерашнем заседании кабинета. А именно: рассчитать, на сколько увеличится объем машиностроительной продукции в общей структуре экспорта. Выслушав доклад г-на Грефа, премьер Михаил Фрадков довольно сурово заметил, что пора уже перестать констатировать проблемы и начать выстраивать приоритеты для работы правительства. «Я хотел бы вас спросить, что случится после сегодняшнего заседания кабинета? -- поинтересовался премьер и продолжил: --Задам вопрос в лоб. Есть ли возможность за год увеличить экспорт машиностроения с 6--8 до 10%?» «Такие задачи за год не решаются. Это серьезный объем -- 2%», -- ответил г-н Греф. Но премьер упорно хотел услышать от главного экономиста что-нибудь конкретное. Г-н Греф держался как мог: «Цифры -- это удел непосредственно предприятий. Мы же, правительство, можем лишь создать условия. Иначе цифры поставим, а потом, как обычно, будем их переписывать».
Вывод г-на Фрадкова оказался довольно резким -- он заявил, что правительство недорабатывает, раз не может просчитать эффект от предлагаемых мер поддержки экспорта. Обстановку взялся разрядить вице-премьер Жуков. Он дипломатично рассказал о том, как «непросто найти показатель роста экспорта». Неизвестно, что лучше считать: либо долю машиностроительной продукции в общей структуре экспорта, либо ее объем. Но несмотря на трудность задачи, вице-премьер пообещал шефу, что в ближайшее время показатель будет найден -- и по смыслу, и по масштабу. В общем, необходимый объем господдержки экспорта наконец посчитают.
Вера КУЗНЕЦОВА