Время новостей
     N°192, 20 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.10.2004
У «Транснефти» обнаружился профицит мощностей
Государство и нефтяники никак не могут вовремя согласовать свои позиции по объемам добычи нефти. Еще совсем недавно отечественные добывающие компании наперебой жаловались на недостаток экспортных трубопроводных мощностей, которые не позволяют холдингам в условиях высоких цен на нефть интенсивно увеличивать экспорт. А вчера на специально созванной пресс-конференции глава «Транснефти» Семен Вайншток в очередной раз обвинил российские компании в том, что они не выполняют заявленные темпы роста добычи. Более того, обращая внимание на недозагрузку трубопроводов на 13 млн тонн в годовом исчислении, глава «Транснефти» отметил, что темпы добычи сырья в стране по сравнению с прошлыми годами даже снижаются.

Г-н Вайншток указал, что в следующем году его компания сможет обеспечить экспортные поставки нефти в объеме более 255 млн тонн. Он напомнил, что в 1999 году экспортный потенциал транспортной монополии составлял лишь 142 млн тонн, но уже в этом году он достиг 240 млн тонн. Причем нефтяники, по словам президента «Транснефти», производят уже существенно меньше, чем может транспортировать «Транснефть». «Я считаю, что это хороший побудительный момент, чтобы нефтяники увеличивали добычу», -- отметил он. В то же время г-н Вайншток не очень огорчен сложившейся ситуацией. «Нигде в мире трубопроводные мощности не эксплуатируются на 100%, как это происходит у нас, обычно используется около 80%, -- сказал он. -- Я приветствую сам факт, что компании могут выбирать маршруты. Нефтяник предложением уже избалован».

В прошлом году увеличение нефтедобычи стало пиковым за постсоветский период: было добыто 420 млн тонн нефти, что на 11% больше, чем годом ранее. Но в этом году компании работают уже не так агрессивно. По оценкам ИК «Тройка Диалог», в стране будет произведено порядка 460 млн тонн нефти, т.е. рост составит 9,2% по сравнению с прошлым годом. Причем в дальнейшем, по прогнозам экспертов, темпы будут только снижаться: в 2005 году -- до 5,5%, а к 2010-му -- до 2% в год. «Начиная наращивать добычу после 1999 года, компании стали применять новые технологии на месторождениях, введенных в эксплуатацию еще при Советском Союзе, -- говорит аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров.-- Но сейчас потенциал новых технологий начинает постепенно исчерпываться. Поэтому нефтяники должны начинать активно вкладывать средства в геологоразведку. Но прежде всего они должны согласовать свои планы по добыче с правительством, ведь именно оно в конечном счете принимает решения о развитии трубопроводных мощностей». Очевидно, в свете дела ЮКОСа делиться с правительством какими бы то ни было планами нефтяники не спешат, поэтому нельзя исключать, что снижение темпов инвестирования в новые проекты связано именно с этим.

Вместе с тем «Транснефть» не намерена отказываться от дальнейшего расширения экспортных трубопроводов. Г-н Вайншток уверен, что мощность Балтийской трубопроводной системы в дальнейшем необходимо увеличить с нынешних 50 млн до 62 млн тонн нефти в год. «Надо обеспечить независимость от сопредельных государств, по территории которых сейчас прокачивается порядка 90 млн тонн сырья в год, -- заявил он. -- Имея такую географическую возможность (экспортировать нефть морем. -- Ред.), грех ею не воспользоваться».

Впрочем, пока правительство не приняло окончательного решения о том, будет ли расширяться мощность БТС. Но, по словам г-на Вайнштока, не позднее чем до конца декабря кабинет министров окончательно определится с другим важным проектом -- строительством нефтепровода из Тайшета (Восточная Сибирь) до Находки (побережье Атлантического океана). Как уже сообщалось, проект будет реализовываться в несколько этапов. Сначала планируется построить отрезок Тайшет--Сковородино (ближайший к китайской границе пункт, где пройдет нефтепровод), затем нефть железнодорожными цистернами будет транспортироваться до Находки, где начнется строительство терминала. Первые 24 млн тонн нефти для заполнения трубопровода планируется поставлять с уже разработанных месторождений Западной Сибири. Подготовка ТЭО по еще одному перспективному проекту «Транснефти» -- нефтепроводу из Сургута на мыс Святой Нос на побережье Баренцева моря -- займет, по словам г-на Вайнштока, около десяти месяцев.

Денис РЕБРОВ