Время новостей
     N°192, 20 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.10.2004
Секьюритизация-2
Германия может снова продать российские долги
Германия, похоже, не прочь вновь использовать российский долг для решения своих бюджетных проблем. Вчера агентство Bloomberg со ссылкой на заявления официального правительственного источника в Берлине сообщило, что министр финансов ФРГ Ханс Айхель планирует увеличить темпы продажи государственных активов, чтобы сократить бюджетный дефицит, который уже третий год подряд превышает установленный в Евросоюзе лимит в 3% ВВП. В число этих активов наряду с акциями Deutsche Telekom и Deutsche Post входит и российский долг Германии.

В июне этого года Германия впервые в рамках Парижского клуба провела секьюритизацию части российского долга -- иными словами, разместила среди частных инвесторов ценные бумаги, выплаты по которым привязаны к платежам по долгу России, реструктурированному в рамках Парижского клуба кредиторов. Объем выпуска составил около 6 млрд долл. из общей суммы долга примерно в 20 млрд долларов.

Эта сделка вызвала в Москве раздражение. Хотя все чиновники признавали, что Германия вправе поступать с долгами иностранных государств как ей заблагорассудится. Впрочем, есть и оборотная сторона медали. Сергей Сторчак, тогда зампред Внешэкономбанка (сейчас -- глава департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов Минфина) говорил в интервью «Времени новостей»: «Парижский клуб -- это не только собрание сборщиков денег. Клуб -- это и инструмент оказания финансовой поддержки странам, скажем так, попавшим в затруднительное экономическое положение. Именно по этой причине клубный подход к проблеме секьюритизации базируется еще на одном важном принципе: схема, реализуемая кредитором, не должна наносить вреда дебитору, платежи которого используются в качестве обеспечения выпуска ценных бумаг. Этот вред может состоять, например, в подрыве уже сформировавшегося рынка ценных бумаг дебитора или в ухудшении для дебитора условий осуществления эмиссии новых еврозаймов», -- отмечал тогда г-н Сторчак.

По оценкам некоторых российских аналитиков, июньская секьюритизация осложнила управление российским внешним долгом, ведь, по сути, в Берлине появился еще один эмиссионный центр. Нетрудно представить себе ситуацию, когда России понадобится взять в долг на внешних рынках. В тот же самый момент Германия может захотеть выпустить новый транш облигаций на российский долг. В результате предложение на рынке российских долгов увеличится, и благоприятная возможность будет испорчена.

В германском минфине о негативной реакции Москвы прекрасно знают. По данным "Времени новостей", у главы российского Минфина Алексея Кудрина на эту тему состоялся весьма напряженный диалог с г-ном Айхелем в рамках недавней встречи министров в Вашингтоне. Так что в ФРГ должны отдавать себе отчет в том, что российская сторона вполне резонно может расценить «секьюритизацию-2» уже как прямой вызов. Судя по официальным заявлениям российского министра, позиция России по отношению к германским операциям над российским долгом однозначно негативна. Кстати, вчерашнее сообщение Bloomberg в Минфине оставили без комментариев. «Мы не комментируем сообщения, появившиеся со ссылкой на неназванные источники», -- сказал пресс-секретарь главы министерства Геннадий Ежов.

Официально в германском минфине оказались не готовы подтвердить свои намерения. Представитель министерства Николь Розин заявила вчера «Времени новостей», что «никакого решения относительно продажи в нынешнем году новой порции российского долга не принято». К тому же, по ее словам, до конца года об этом вообще говорить не приходится, так как по правилам подобных сделок «между одной продажей и последующей должно пройти определенное время».

Таким образом, возможность повторной операции не исключена. И уж конечно, немецкие власти не будут предупреждать о ней загодя -- не только, чтобы не провоцировать реакцию Москвы, но и чтобы не портить конъюнктуру рынка. Между тем, чтобы предотвратить повторение германского «проступка», Алексей Кудрин даже готов предложить странам -- кредиторам Парижского клуба обменять долг России на российские еврооблигации или же досрочно погасить его часть. Однако, похоже, предложение запоздало.

Теоретически Россия могла бы выкупить новые германские ноты на собственный долг или хотя бы их часть и тем самым не допустить возможного ухудшения ситуации на долговом рынке, в том числе для российских корпоративных эмитентов. Однако, как считает завлабораторией денежно-кредитной политики Института экономики переходного периода Сергей Дробышевский, это вряд ли будет сделано. Как он сказал «Времени новостей», сегодня в России нет соответствующих структур, которые занимались бы такими операциями, и достаточного объема средств. Дело в том, что подобные операции требуют тайны. В противном случае эмитент, зная, что на облигации есть хороший покупатель, просто-напросто повысит цену. Именно поэтому на эти цели, считает г-н Дробышевский, нельзя использовать средства стабилизационного фонда, поскольку для того, чтобы их потратить на ту или иную цель, необходимо решение правительства. Впрочем, ряд экспертов придерживаются противоположной точки зрения. В конце концов, говорят они, вполне достаточно записать, что деньги идут на погашение внешнего долга, без какой-либо конкретики. Тем более что Минфин как раз планирует в следующем году потратить часть средств всероссийской заначки именно на эти цели.

Впрочем, может статься, что России придется разбираться с долгами не только Германии. Аналитик финансовой корпорации «Уралсиб» Алексей Козаков допустил в интервью корреспонденту «Времени новостей», что соблазн последовать опыту Германии может появиться, например, у Франции, бюджетный дефицит которой также превышает 3% ВВП. Россия должна Франции 3,4 млрд долларов.

Михаил ВОРОБЬЕВ, Юрий ШПАКОВ, Берлин