Время новостей
     N°197, 27 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.10.2004
«Не останавливайте реформу!»
Европейские эксперты посоветовали ограничить финансовую власть РЖД
Железнодорожная реформа, вот уже на протяжении четырех лет служащая поводом для дискуссий между представителями российской экономической и политической элиты, впервые получила оценку иностранных экспертов. Вчера специалисты Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ), проанализировав результаты первого этапа реформы (главным из них стало создание РЖД), презентовали свой отчет с рекомендациями российскому правительству. Главную из них озвучил консультант по железнодорожному транспорту Всемирного банка Луи Томпсон: «Ни в коем случае не останавливайте реформу сейчас!»

Основное внимание западные эксперты сосредоточили на развитии конкуренции. Нынешним положением дел в этой части недовольны даже правительственные чиновники. «Могли бы сделать и больше», --тактично заметил на вчерашней презентации замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов. В РЖД придерживаются аналогичного мнения. Впрочем, в докладе ЕКМТ, имеющемся в распоряжении «Времени новостей», изначально отмечается, что РЖД как «ориентированная на прибыль компания не имеет стимулов для создания конкуренции своим услугам» а значит, инициативу должно перехватить правительство.

Замгендиректора европейских программ при минтрансе Италии Фабио Крокколо отметил, что необходимо повысить конкурентоспособность РЖД перед частными операторами, и для этого следует дерегулировать тарифы на тех рынках, где появляется конкуренция. Но и операторы должны получить больше свободы для конкуренции с РЖД, а для этого придется, по его мнению, изменить подход к плате за инфраструктуру.

В РЖД согласились, что при жестком регулировании тарифов снижается их конкурентоспособность, и предложили разрешить корпорации самостоятельно устанавливать тарифы на отдельные виды деятельности (например, на перевозку леса, стройматериалов и т.д.). При этом железнодорожники считают, что автомобильный транспорт находится в более привилегированном положении, так как не платит за инфраструктуру. Поэтому частные перевозчики, работающие на железной дороге, в определенное время года могут переориентировать грузовые потоки на альтернативные -- более дешевые -- виды транспорта. Поэтому, по словам вице-президента РЖД Анны Беловой, РЖД при этом теряет клиентов и, соответственно, доходы. На долю РЖД уже приходится менее половины нефтяных и химических грузов и всего лишь 11% перевозок нефти и 48% проката к портам.

Предложение же иностранных экспертов о повышении конкурентоспособности частных перевозчиков в РЖД встретили без энтузиазма. Европейские специалисты отнеслись с непониманием к тому, что в России регулируют плату за инфраструктуру и тарифы за перевозки в рамках единой системы. Они считают, что плата за пользование инфраструктурой должна рассчитываться, исходя из стоимости оказания услуг инфраструктуры. Сейчас же она различается в зависимости от перевозимого груза и дальности перевозки. Эта составляющая платы больше, чем в других странах, заметил директор экономических исследований минюста США Расселл Питтман, что помогает компенсировать расходы РЖД, но при этом с РЖД трудно конкурировать частным компаниям. Однако г-жа Белова парировала, что снижение инфраструктурной составляющей существующего тарифа невозможно, поскольку тогда вся эта инфраструктура попросту развалится.

Кроме того, ЕКМТ посоветовала правительству создать независимого регулятора, который бы определял нормы доступа к инфраструктуре и координировал действия РЖД. Федеральная служба по тарифам, ФАС и Минтранс, по мнению европейских экспертов, не обладают достаточными ресурсами для этого. В РЖД оставили этот тезис без комментариев.

Единственное, что в РЖД безоговорочно одобрили, это предложение скорейшего отделения системы пассажироперевозок от компании. Как заметил г-н Томпсон, «при существующем сегодня в России перекрестном субсидировании страдает и пассажир, и грузоперевозчик, поскольку оба вида перевозок не получают достаточных средств для развития». «Пассажирские перевозки -- это госуслуга, и государство должно осуществлять их субсидирование, планирование и эксплуатацию», --резюмировал он. «Субсидии и конкуренция -- вещь несовместимая», --сказал г-н Питтман.

В компании резюмировали, что отчет ЕКМТ носит рекомендательный характер, а замглавы Минтранса России Сергей Аристов даже поблагодарил в конце иностранных коллег за то, что они ничего не навязывают.

Яна ГОДОВАНАЯ