Время новостей
     N°204, 05 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.11.2004
Несогласным вход воспрещен
Праздники предлагают всеобщее примирение с современным искусством
Бывший День Великой Октябрьской социалистической революции, ныне День примирения и согласия пройдет в Москве под флагом современного искусства. Заявлены программы мощные, амбициозные, самим своим статусом подтверждающие, что российская столица претендует быть еще одним центром мирового Contemporary Art. Все по порядку.

Главным событием праздничных дней будет открытие 6 ноября нового здания Государственного центра современного искусства на Зоологической улице. Новый дом для государственной институции, профессионально занимающейся проблемами Contemporary Art, создан по проекту мастерской известного российского архитектора Михаила Хазанова. Хазанову удалось остроумно и грамотно переделать бывший производственный цех завода электроосветительного оборудования в соответствующую мировым стандартам территорию современного искусства. Новое здание ГЦСИ -- само по себе экспонат. Для архитектурных биеннале по крайней мере. Металлический скелет, вынесенный за внешний периметр стен, смотрится вполне стильно, а внутренняя планировка удобна и многофункциональна. Оборудованы выставочный зал, научные и технические отделы, библиотека, артотека, медиатека, издательство. С 6 по 9 ноября 2004 руководители ГЦСИ Леонид Бажанов и Михаил Миндлин откроют в залах бывшего завода новые выставки, презентуют музыкальные, литературные, кино-, видеопрограммы, расскажут о стратегии развития ГЦСИ в новом году, об участии центра в открывающейся в январе 2005 года Московской международной художественной биеннале.

Другим принципиальным для современного искусства России событием является открытие 5 ноября в Центральном Доме художника на Крымском валу проекта «Мастерская Арт Москва». По традиции «Мастерская» является некоммерческой частью весенней ярмарки «Арт-Москва». В этом году искусство «чистое» показывают спустя пять месяцев после торговли искусством «продажным». «Мастерская» освобождает отобранных известными московскими критиками художников от диктата галерей и предоставляет каждому отдельный стенд в огромном зале ЦДХ для сугубо авторских, лирических высказываний. В этом году из 128 заявок отобрано около 40 проектов. Среди художников, работы которых появятся на «Мастерской Арт Москва» с 5 по 14 ноября, хорошо известные Константин Батынков, Анатолий Осмоловский, Сергей Шутов, а также молодые, пока безвестные, но страшно перспективные. 11 ноября, в день 25-летия ЦДХ, состоится церемония награждения выбранной жюри критиков лучшей работы выставки. Автор получит премию «Черный квадрат», цена которой 5 тыс. евро плюс возможность сделать персональную экспозицию на «Арт-Москве»-2005. В независимости от того, кто станет счастливчиком, главного героя «Мастерской» можно назвать уже сегодня. Это не участвующий в конкурсе, но приглашенный в качестве гостя «Мастерской» народный модернист земли русской Николай Полисский. Он оформит свой стенд как пародию на выставочный инфобокс: вместо офисных пластиковых гнезд и панелей -- крестьянская деревянная мебель, деревенский стол с документацией деятельности артели по производству объектов современного искусства. Артель прописана по известному адресу: Калужская область, Малоярославецкий район, деревня Никола-Ленивец, что на реке Угре. Рукотворность, техническую сложность, богатство визуальных аллюзий да просто дивную красоту изготовленных артелью «Полисский и Co» объектов -- башен, хижин, мебели -- оценили мы и дружественные нам, реализовывавшие на своей территории замыслы Полисского государства (Италия, Франция) уже давно. На «Мастерской» впервые будет представлена и новая работа Полисского со товарищи -- «Маяк на Угре» -- ажурная башня из древесных веток и корневищ со внутренним лабиринтом «друидских» лестниц, галерей и переходов.

Выходные порадуют персональными выставками и других культовых авторов российского Contemporary Art. В галерее «Риджина» свою персональную выставку представит «психоделический реалист», один из основателей группы «Инспекция Медицинская герменевтика» Павел Пепперштейн. Идеология герменевтов -- шизоидный сплав различных языков описания, от философии и теологии до психиатрии и фармакологии. Парадоксально, но сплав этот вправляет мозги не по-детски -- ясность мысли обретается необыкновенная. На выставке в «Риджине» будет показан фильм «Гипноз» 2003 года. Фильм «Гипноз» -- первый фильм Пепперштейна, но скорее всего не последний, так как многие тексты и картины художника существуют в плотном кинематографическом контексте. Так, некоторые его литературные произведения -- это пересказ несуществующих кинофильмов. Продолжительность фильма «Гипноз» -- 30 минут; фильм сопровождается литературным комментарием автора. Пепперштейн, блестяще владеющий мастерством рисования, специально для выставки в «Риджине» создал серию рисунков -- параллельный смысловой ряд к фильму.

Со вчерашнего дня в респектабельной Stella Art Gallery началась программа «российского отделения». Показали выставку признанных классиков российского концептуализма Вадима Захарова и Андрея Монастырского «Охота на мышь». Рассказывает куратор выставки арткритик Владимир Левашов: «Инсталляция Захарова и Монастырского соотносится с практикой даосской и буддистской духовности, со старыми Китаем и Японией. Захаров «восстанавливает» в галерейном пространстве культовую форму дзенского сада камней, а Монастырский замыкает горизонт этого сада кругом фотографий, пробитых, словно созвездиями, «золотыми» заклепками». От себя добавим: зрелище получилось очень красивое и очень умное -- такое, каким и должно быть современное искусство в мире и в России.

Сергей ХАЧАТУРОВ