Время новостей
     N°16, 02 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.02.2005
Забастовки против митингов
Транспортники недовольны возвращением натуральных льгот
На смену пенсионерам и другим льготникам, перекрывавшим улицы российских городов в попытке вернуть себе бесплатный проезд, теперь приходят работники транспорта. И протестуют они фактически против пенсионеров, которые все-таки заставили власти пойти на попятную и пересмотреть планы монетизации льгот. Например, во Владивостоке вчера на линию не вышел ни один коммерческий автобус, а немногочисленные маршрутки, появившиеся на улицах, пролетали мимо столпившихся на остановках людей, не останавливаясь. Из-за забастовки водителей, доказывающих, что сдерживаемые властью тарифы и навязываемая обязанность предоставлять скидки льготникам делает социально незащищенной категорией их самих, многие жители столицы Приморья опоздали на работу или вынуждены были передвигаться по городу пешком -- два десятка муниципальных автобусов с ситуацией справиться не смогли. Причем не исключено, что пример дальневосточников может показаться "заразительным" и для транспортников других регионов, несмотря на то, что во Владивостоке водители в отличие от тех же пенсионеров добиться быстрого результата не смогли.

Конечно, и льготники свой диалог с правительством и губернаторами еще не закончили. Когда пенсионеры и инвалиды полностью оценят все «преимущества» полной оплаты услуг ЖКХ и сравнят утерянные субсидии с выплачиваемой надбавкой, может начаться и вторая волна уличного недовольства. Но пока властям удалось обуздать протест в городах -- частично за счет введения единых льготных проездных билетов на все виды транспорта, частично за счет разрешения органам внутренних дел задерживать разбушевавшихся льготников и привлекать их к административной ответственности.

Однако хорошие новости для льготников транспортникам сулят сплошные неприятности. Дело в том, что в большинстве российских регионов существенную долю транспортных перевозок осуществляют частные компании. При этом стоимость проезда что на коммерческом, что на общественном автотранспорте регулируют муниципалитеты, которые сегодня активно стараются цены сдерживать, дабы не вызвать роста недовольства среди населения. Административный ресурс позволяет муниципалитетам с завидной легкостью выбивать скидки у транспортных компаний. И если крупные перевозчики молча переносят взваленные на них повышенные обязательства по "социальной ответственности", то транспортники средней руки жалуются, что работают себе в убыток -- бензин и запчасти постоянно дорожают, а тарифы на проезд остаются неизменными на протяжении нескольких лет.

Вот и транспортные предприятия Владивостока давно требовали повысить тарифы. И мэр города Владимир Николаев наконец "сломался" и объявил о повышении платы за проезд с пяти до семи рублей с 5 февраля. Однако водителям коммерческого автотранспорта и руководству фирм-перевозчиков этого показалось мало. Они решили добиться повышения платы за проезд как минимум до восьми, а еще лучше до десяти рублей с помощью акции протеста.

По словам очевидцев, мэр Владивостока Владимир Николаев просто был взбешен такой черной неблагодарностью. Поэтому городские власти сразу же вспомнили о том, что водители берут деньги за проезд, а проездных документов пассажирам не выдают. Из-за чего львиная доля выручки идет мимо кассы, прямо в руки криминальным элементам, этот бизнес контролирующим. Эти самые криминальные элементы в итоге и были обвинены не только в организации забастовки, но и в насильственном принуждении к участию в ней водителей маршруток.

В пресс-центре администрации Владивостока корреспонденту «Времени новостей» заявили, что муниципалитет «расценивает сложившуюся ситуацию как саботаж со стороны сил, заинтересованных в дестабилизации ситуации в городе и срыве договоренностей, достигнутых ранее между управлением транспорта и коммерческими перевозчиками». Чиновники подчеркивали, что город ни за что не пойдет на уступки транспортникам.

"Саботажникам" была объявлена настоящая война. Мэр приказал выявить зачинщиков забастовки, и в городе сразу же начались аресты. Прокуратура Приморского края возбудила уголовное дело по статье 179 УК РФ «Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения». Первыми за решеткой оказались шестеро лиц, угрожавших водителям битьем стекол. «Их личности сейчас устанавливаются», -- сообщили корреспонденту «Времени новостей» в пресс-центре краевой прокуратуры. В результате уже к полудню часть маршруток приступила к работе, а к вечернему часу пик ситуация полностью нормализовалась.

Напомним, что в январе нынешнего года аналогичную акцию протеста провели водители автобусов в Южно-Сахалинске и Холмске. Причем там они пытались добиться повышения стоимости проезда с 8 до 15 руб. Акция протеста на острове проходила более мирно -- автобусы стали выходить на линию всего на час позже обычного. Видимо, поэтому городские власти и не проявили особой обеспокоенности «криминальными корнями» организаторов протеста и не стали обвинять их в саботаже, а попросту отказались идти на уступки коммерсантам.

Министр транспорта России Игорь Левитин тоже пока не видит причин для беспокойства. Он вчера бодро заявил, что «проблема с введением единого проездного билета на городские общественные виды транспорта для льготных категорий граждан перешла из финансового вопроса в технологический». А "технологией" акций протеста транспортников в России теперь, видимо, будут объявлены саботаж и провокации. Тем более что провокацией поначалу власти называли и митинги недовольных монетизацией пенсионеров.

Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток