Время новостей
     N°22, 10 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.02.2005
Пиар-министр
Алексей Кудрин позвал инвесторов в светлое российское будущее
Российские правительственные чиновники -- большие мастера рекламы перспектив развития страны. Причем исторического и экономического оптимизма существенно прибавляется, когда они выступают перед зарубежными инвесторами.

Пусть замедляются реформы и из страны утекает капитал. Пусть власть делит бизнес на «свой» и «чужой», а судебная система с таким подходом вполне соглашается. Пусть, наконец, растут цены и увеличивается разница в доходах бедных и богатых -- все эти не слишком привлекательные для инвесторов характеристики относятся к дню сегодняшнему, скорее даже к ушедшему -- несчастливому високосному 2004 году. Зато теперь все будет по-другому. Теперь инвесторам за свои российские вложения можно не беспокоиться: и выгодно, и надежно. На конференции «Борьба за корпоративные ресурсы: Россия, Китай и Индия в мировой стратегии» сегодняшние минусы обращал в завтрашние плюсы, а плюсы возводил в квадрат глава Минфина Алексей Кудрин.

Впрочем, вчера министр был настроен более-менее критически и не стал скрывать, что в рейтинге наиболее привлекательных для прямых зарубежных инвестиций стран (рассчитывается американской консультативной компанией A.T. Kearney) Россия в прошлом году, в том числе из-за дела ЮКОСа и замедления экономических реформ, скатилась с 8-го места на 11-е. При этом Китай и Индия, с которыми Россия, по убеждению экономистов, должна бороться за инвестиции, расположились соответственно на первом и третьих местах.

Мощным притоком прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Россия также похвастаться не может. В прошлом году их объем составил 6,6 млрд долл. -- почти на миллиард меньше, чем годом ранее. Китай же, по словам г-на Кудрина, «собрал» треть всех мировых ПИИ (еще в 2002 году КНР преодолела планку в 50 млрд долл.). Однако министр не отчаивается. Оказывается, «некоторый перегрев» китайской экономики дает России шанс побороться за инвестиции, но, оговорился министр, «при адекватной экономической политике».

Судя по оговорке, некоторые аспекты нынешней экономической политики г-на Кудрина не устраивают. В том числе, видимо, действия Федеральной налоговой службы, которая, кстати, формально подчиняется Минфину, но практически из подчинения давно вышла (в противном случае слова г-на Кудрина не расходились бы столь радикально с действиями главы службы г-на Сердюкова). Вчера министр в очередной раз рассказал о предложениях либерального крыла в правительстве, направленных на «усмирение» налоговиков. При этом министр заверил, что на совещании в Кремле в минувший вторник новации поддержал Владимир Путин.

(На конференции на налоговиков вновь жаловался председатель совета директоров «Базового элемента» Олег Дерипаска. На его взгляд, действия ФНС привели не к снижению налогового бремени на экономику, а, напротив, к увеличению. Государство, по словам бизнесмена, окончательно отказалось от стимулирования экономики при помощи налогов, остановившись лишь на фискальной составляющей налоговой политики).

Для снятия нервного напряжения у бизнеса предложено сформировать на всех уровнях налоговой системы из наиболее квалифицированных сотрудников специальные подразделения по анализу жалоб налогоплательщиков, составить закрытый перечень документов для предоставления налоговикам, ужесточить сроки налоговых проверок, минимизировать основания для повторных визитов фискалов к налогоплательщикам. По словам г-на Кудрина, все это станет реальностью уже в ближайшие месяцы. Инвесторам остается только понять, как эти предложения согласуются с инициативами другого крыла во власти, настаивающего, в частности, на взимании налоговых штрафов без решения суда и возврате процедуры конфискации имущества.

Вчера министр не смог не защитить свое любимое детище -- стабилизационный фонд. Оказывается, именно он не позволил инфляции вырасти за прошлый год более чем на 11,7% (вместо прогнозных 10%). «Без стабилизационного фонда инфляция была бы намного выше», -- сказал министр. «Использовать стабфонд внутри страны -- это значит продать тот якорь, который держит всю нашу экономику», -- добавил эмоций министр.

Исходя из этой логики, последовал вывод: «Инфляцию в 11,7% я воспринимаю как успех российского правительства». Впрочем, повторения такого «успеха» министр, судя по всему, не хочет, понимая, чем это грозит. Поэтому рисует инфляционное будущее страны в розовых тонах. По его словам, после скачка в первые две недели января инфляция «снизилась до средних темпов прошлого года. А это доказывает, что «в ближайшие годы можно добиваться прогнозных показателей». При этом, по признанию Алексея Кудрина, именно сдерживание инфляции, а не укрепление рубля -- нынешний приоритет кабинета министров и Центробанка.

Михаил ВОРОБЬЕВ