Время новостей
     N°27, 17 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.02.2005
ЛУКОЙЛу тяжело в Азербайджане
Компания вышла из проекта «Говсаны-Зых»
ЛУКОЙЛ в Азербайджане постигла очередная неудача. Компания так и не смогла договориться с правительством страны об условиях освоения блока месторождения «Говсаны-Зых» и решила отказаться от разработки этого участка. Стоит отметить, что у ЛУКОЙЛа не было в этом регионе ни одного проекта, который проходил бы гладко и без неприятностей: на месторождении «Ялама» затопило скважину, после продажи доли в проекте «Азери--Чираг--Гюнешли» азербайджанские налоговики требуют с компании 250 млн долл., а выйти из проекта «Шах-Дениз», как того хотела компания, ей просто не удалось.

Месторождение «Говсаны» разрабатывалось с 1948 года, однако в 1956 году, после открытия более крупного месторождения «Нефтяные камни», было законсервировано. Возобновились работы на структуре «Говсаны-Зых» лишь в 1994 году. Остаточные извлекаемые запасы блоков составляют порядка 20 млн тонн. Контракт на освоение «Говсаны-Зых» на паритетных началах сроком на 25 лет был подписан между ЛУКОЙЛом и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР) 9 января 2002 года. Однако соглашение в силу так и не вступило -- сроки совместной деятельности откладывались из-за нерешенных вопросов, связанных с затратами на экологию. И, как указывается во вчерашнем официальном сообщении российского холдинга, по взаимной договоренности «в последние годы ГНКАР вела разработку месторождения самостоятельно».

По оценкам ЛУКОЙЛа, при общих затратах на проект в 250--300 млн долл. около 100 млн компании пришлось бы потратить на решение экологических вопросов, связанных с сильным загрязнением Зыхского озера и земли (необходимо проводить рекультивацию на участке площадью 52 кв. км), заболоченностью контрактных территорий и плохим состоянием грунтовых вод. Поэтому с 2003 года в российском холдинге заявляли, что приступят к работе только в том случае, если условия соглашения с ГНКАР будут пересмотрены. По условиям контракта, если ЛУКОЙЛ входил в проект, то определенную часть принадлежащей ему нефти (сколько -- в ЛУКОЙЛе не уточняют) был обязан продавать ГНКАР по внутренним ценам -- около 60 долл. за тонну (сейчас цена на мировых рынках составляет около 300 долл. за тонну). «Мы предлагаем или увеличение нашей доли в проекте, или же увеличение доли нефти, которая пойдет на экспорт, -- говорил в сентябре президент компании Вагит Алекперов. -- Если этого не произойдет, то судьба проекта под большим вопросом, и мы можем выйти из него. По «Говсаны-Зых» идет трудный переговорный процесс. Экономика проекта не вписывается в те параметры, которые наша компания утвердила как стратегические».

Власти Азербайджана не захотели менять условия соглашения. «Никакого пересмотра условий контракта не будет, -- сказал в ответ глава ГНКАР Натик Алиев в ноябре. -- Если они (ЛУКОЙЛ. -- Ред.) хотят работать по данному контракту, то пусть работают. Если нет, то мы аннулируем это соглашение». Вчера в компании заявили, что окончательно расторгли договор. По словам пресс-секретаря «ЛУКОЙЛ Оверсиз» (подразделение, занимающееся зарубежными проектами холдинга) Григория Волчека, «либо на этих месторождениях необходимо соблюдать принятые в компании экологические стандарты, а в данном случае это очень дорого, либо не работать вообще».

Стоит отметить, что у ЛУКОЙЛа уже не в первый раз возникают проблемы в Азербайджане. К примеру, в 2003 году компания продала свою 10-процентную долю в проекте «Азери--Чираг--Гюнешли» (АЧГ) японской Inpex за 1,375 млрд долл. Через некоторое время министр налогов Азербайджана Фазиль Мамедов заявил, его ведомство намерено взыскать 250 млн долл. налогов с холдинга за проведенную сделку. В самом ЛУКОЙЛе долг категорически не признавали. Конфликт то разгорался, то затухал. В ноябре минувшего года глава ГНКАР г-н Алиев заявил: «По условиям соглашения по АЧГ, если какая-либо компания продает свою долю в проекте, то там налогов не взимается. Но министерство налогов дает другую интерпретацию. Я сказал, ведите переговоры сами, если заплатят, то пусть заплатят. Но ЛУКОЙЛ, я думаю, не согласен что-либо выплачивать». Согласились ли налоговики с мнением г-на Алиева, неизвестно. В ЛУКОЙЛе говорят, что пока претензии к ним не предъявляются.

Случились неприятности у компании и в другом азербайджанском проекте. В 1997 году ЛУКОЙЛ подписал с ГНКАР контракт на разработку блока «Ялама» (D-222) на азербайджанском шельфе Каспия. Российской стороне принадлежит 80%, оставшееся находится в распоряжении ГНКАР. Инвестиции на разработку месторождения должны составить 2 млрд долл. Предполагаемые запасы участка -- около 110 млн тонн нефти и 50 млрд кубометров газа. В прошлом году ЛУКОЙЛ начал бурить первую разведочную скважину, однако в ноябре ее пришлось законсервировать, поскольку возникли технические сложности: произошел выброс воды и песка. Теперь в компании приступили к бурению второй скважины. В холдинге сообщают, что уже пробурено более половины намеченного и весной работы будут завершены.

Не все шло гладко и на последнем месторождении ЛУКОЙЛа в Азербайджане -- «Шах-Дениз» с запасами 625 млрд кубометров газа и 101 млн тонн конденсата. Осенью г-н Алекперов заявил: «В Азербайджане у нас не много проектов, и мы не хотели бы уходить из нефтяной промышленности страны. Поэтому мы приняли решение сохранить свое участие в проекте». В «Шах-Дениз» ЛУКОЙЛ входит через свою «дочку» -- LUKAgip, которой принадлежит 10% в проекте. До прошлого лета долей в 50% LUKAgip владела итальянская Agip («дочка» ENI), и прежде чем выкупить долю итальянцев, ЛУКОЙЛ сам намеревался продать LUKAgip. Однако он не смог договориться с потенциальными покупателями о цене и, поскольку Agip была решительно настроена на выход из проекта, был вынужден приобрести ее долю.

И хотя ЛУКОЙЛ постигла очередная неудача, в Азербайджане уверены, что прекрасно взаимодействуют с российскими компаниями. Вчера, говоря о сотрудничестве с Россией, президент страны Ильхам Алиев заявил: «Мы характеризуем наши отношения как стратегическое партнерство. Хочу особо отметить, что мы партнеры не только в заявлениях, но и на практике, в реальных делах».

Денис РЕБРОВ