Время новостей
     N°44, 17 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.03.2005
Европейцы хотят вооружать Китай
Пострадают ли интересы России?
Лидеры Евросоюза все настойчивее высказываются в пользу снятия введенного в 1989 году эмбарго на поставки оружия в Китай. К этому хору присоединился и глава МИД Великобритании -- самого верного европейского союзника США. Теперь среди открытых противников отмены эмбарго остались лишь Вашингтон и Токио. Естественно, за снятие эмбарго выступает и сам Китай.

Принятый в понедельник китайским парламентом Закон о противодействии расколу государства может обернуться применением силы против Тайваня. Американское давление на ЕС с требованием сохранить эмбарго увеличилось, и теперь снятие запрета будет отложено еще на какое-то время. Но это, на наш взгляд, показная трансатлантическая солидарность. Даже если эмбарго не будет полностью снято, то, видимо, в этом году расширится номенклатура военных товаров, не подпадающих под действие запрета.

Перспектива отмены эмбарго тревожит Москву возможной утратой монополии на поставки вооружений в КНР. Ныне объем российских военных поставок в эту страну достигает 1,5--2 млрд долл. в год. Китай покупает все более сложное вооружение, и потому размер затрат на него неуклонно растет. В 2004 году Россия впервые продала Китаю восемь дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-300ПМУ2. В основном завершены переговоры по поставке второй партии боевых самолетов Су-30МК2, в этом году китайские ВМС также получат часть из восьми подводных лодок «Кило-636», заказанных в России четыре года назад.

Снятие европейского эмбарго вряд ли повлияет на объем российских поставок. Китай прежде всего попытается усовершенствовать боевые самолеты и подводные лодки российского производства с помощью европейских электронных систем. Богатый опыт в этой области есть у Франции и Германии. Боевые самолеты Су-30МКИ, поставляемые в Индию, равно как Су-30МКМ для Малайзии, оснащаются электронными бортовыми системами французской фирмы «Талес» и опознавателями «свой-чужой» немецкого производства.

При закупке оружия в Европе КНР идет по пути прямого импорта изделий или закупки относительно устаревших технологий, имея в виду будущее развертывание собственного производства. Подобная модель сохранится и далее, ведь европейское оружие намного дороже российского, а платить за него Китаю приходится строго наличными. Истребитель «Мираж 2000-9» стоит на международном рынке около 70 млн долл., тогда как Су-30МКК -- всего около 37 млн долл. Даже после отмены эмбарго, основываясь на цене и традиции, Китай будет по-прежнему выбирать российское оружие.

А вот для Тайваня снятие запрета на экспорт военных технологий из ЕС в КНР будет означать большие проблемы. Модернизация уже закупленных островом французских истребителей «Мираж 2000-5» и фрегатов «Лафайет» сильно затруднится. Когда перед Европой распахнутся огромные ворота китайского оружейного рынка, перспективы закупок оружия в Европе станут для Тайваня еще более туманными. Вопрос стоит жестко. На европейском рынке оружия может присутствовать лишь один игрок: или Тайвань, или Китай.

К тому же возможности тайваньского бюджета ограничены. Из-за этого все еще не реализована оружейная сделка с США на 18 млрд долл., согласованная в начале первого президентского срока Джорджа Буша. Военное ведомство острова пытается сломить сопротивление парламента, дробя сделку на отдельные, более мелкие и дешевые программы. Так, в этом году предлагается профинансировать закупку восьми дизель-электрических подлодок и 12 противолодочных самолетов P-3C, а приобретение зенитно-ракетных комплексов «Пэтриот-3» отложено на будущее.

Очевидно, что европейский ВПК рассчитывает прежде всего на выгоды от перспективного китайского рынка. Истоки сотрудничества Китая с Европой по военным технологиям восходят к временам «холодной войны», когда КНР иногда даже называли «16-м членом НАТО».

При этом действие запрета 1989 года не распространяется на радарные и двигательные системы. Напомним, что на вооружении китайских ВВС и морской авиации стоит истребитель-бомбардировщик "Цзяньхун-7", оснащенный двумя двухконтурными турбореактивными двигателями WS9, он же «Спей Mк 202» английской фирмы «Роллс-ройс». Они были поставлены Китаю во второй половине 80-х. Англичане подходят к делу реалистично и помогают модернизировать эти двигатели, не дожидаясь отмены эмбарго. Китайцы в свою очередь за последние десятилетие вышли на ступень производства основных агрегатов этого двигателя и начали их собственное мелкосерийное производство.

Уже во время действия эмбарго Великобритания продала Китаю современные радары. В 1996 году для нужд флота были закуплены радары раннего обнаружения «Серч Уотер» стоимостью 66 млн долл., предназначенные для установки на шести--восьми самолетах раннего предупреждения Юнь-8J (модификация советского военно-транспортного самолета Ан-12). Все это примеры успешного военно-технического сотрудничества между КНР и Великобританией, ключевым европейским союзником Америки.

Военно-технические интересы Китая в Европе включают также закупку корабельных двигателей -- к примеру, в той же Германии. Не исключено, что немецкие двигатели могут быть использованы в том числе и на китайских подлодках «тип 041», тем самых, которые из-за сходства с российской подлодкой известны еще под названием «Китайский «Амур». Работы по освоению закупленных технологий на китайском производстве уже начались.

Не в стороне и Франция, поставлявшая вооружения китайскому флоту. Однако в конце 80-х годов Китай закупал французскую технику по минимуму, а затем ее копировал. После снятия оружейного эмбарго КНР сможет восстановить контакты с Францией и, вероятно, начнет переговоры о модернизации поставленных ранее систем. Франция также поставляет в Китай технологии ночного видения, инфракрасную и лазерную технику.

С конца 80-х военное сотрудничество с Китаем развивала Италия, поставлявшая торпеды и радары. После снятия эмбарго эти связи получат новый импульс. На свою долю в будущих доходах от военного экспорта рассчитывают и новые члены ЕС. Чехия надеется, что КНР заинтересуется ее уникальными радарными технологиями обнаружения самолетов-«невидимок». Напомним, что в обновленную доктрину боевой подготовки китайской армии включены «три новых вида борьбы» -- против боевых вертолетов, крылатых ракет и самолетов-«невидимок».

Запрет на военные поставки продолжает действовать, но Китай уже сегодня получает военные технологии через европейские страны, не входящие в ЕС. Через нейтральную Швейцарию Китай заполучил немецкие технологии ночного видения третьего поколения. Швейцарская «Лейка» организовала в КНР серийное производство -- в частности, нашлемного бинокля ночного видения BIG25. Это лишний довод для тех в Европе, кто добивается отмены эмбарго.

Андрей Пинков -- главный редактор «Канва дифенс ривью», Канада