Время новостей
     N°44, 17 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.03.2005
Реформа на три буквы
Министерство регионального развития открыло ускоренные курсы изучения МСУ
Министерство регионального развития активно взялось за разъяснительную работу. Сейчас в поле зрения министерства находится полностью вступающий в силу с 1 января 2006 года закон о местном самоуправлении. В попытке создать ему положительный имидж чиновники провели семинар для журналистов о «проблемах, возможностях и задачах МСУ в России».

Заместитель министра регионального развития Михаил Пономарев в начале семинара сообщил присутствующим, кто инициировал ликбез для журналистов: «Министр Владимир Яковлев сказал нам, что новый закон нужно знать не только тем, кто будет его исполнять, но и тем, кто о нем пишет». Сложность же закона, по словам замминистра, заключается в его объемах, как физических, так и тех жизненных, которые документ затронет: местное самоуправление, входя в административную реформу, коснется практически всего населения России. Для исполнителей закона проблема состоит также в относительно четко указанных сроках его исполнения. Например, к 1 марта 2004 года регионы должны были определиться с границами своих муниципальных образований и посчитать их. Но далеко не всем это удалось сделать вовремя. Правда, депутат Государственной думы Андрей Броницын подозревает власть некоторых субъектов в саботаже: «Многие регионы просто обещают «завалить» реформу. Предлагаю правительству придумать, как их за это наказывать».

Полностью исключить желание регионов избежать реформы местного самоуправления нельзя. Законодатели попытались упорядочить «внесистемную» власть и перераспределить финансовые потоки, что не могло вызвать восторг у регионов. Директор департамента федеративных отношений, госуправления и местного самоуправления Министерства регионального развития Сергей Мирошников напомнил, что реформа началась с простого вопроса еще пять лет назад: «Сколько нужно денег каждому уровню власти?» Выяснилось, что для ответа на этот вопрос необходимо сначала определить точный список полномочий для всех уровней. Для этих целей, рассказал г-н Мирошников, была создана комиссия под предводительством тогдашнего заместителя главы администрации президента Дмитрия Козака. Комиссия разработала поправки к двум законопроектам, касающимся разграничения полномочий и МСУ, уже вступившие в силу. Но реализация закона о монетизации льгот, по мнению директора департамента, спутала все карты: «Выяснилось, что принятые законы не полностью отражают систему полномочий разных уровней власти. Часть федеральных полномочий лучше выполнять на региональном уровне, оставив их правовое обеспечение в центре». Сергей Мирошников сообщил, что до сих пор существует множество претензий по разграничению финансовых источников между их получателями. Но снова перераспределять финансирование можно будет только после начала действия закона.

Принятый 29 декабря 2004 года закон расширяет полномочия органов государственной власти субъектов по предметам совместного ведения, что «позволило перевести закон об МСУ в практическую плоскость». В первую очередь в этой самой "практической плоскости" оказались Ставропольский край и Новосибирская область -- в этих регионах эксперимент по внедрению МСУ начался уже в этом году.

Заместитель комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Виктор Кузнецов радостно сообщил, что до 1993 года, до начала реформирования системы власти, она была «ближе к людям». И теперь снова к ним возвращается. «Новый закон улучшает ситуацию, -- считает г-н Кузнецов. -- Ведь он признает, что в России есть сельские поселения. Раньше, когда они не учитывались в процессе формирования самоуправления, люди уходили оттуда в города».

Советник аппарата думского комитета по вопросам МСУ Ильдар Фасеев среди плюсов нового закона усмотрел проведение обязательных публичных слушаний по проекту устава и бюджета органов самоуправления. А руководитель аппарата аналогичного комитета в Совете Федерации Владимир Сивицкий констатировал, что законодатель наконец-то четко прописал «содержание вопросов местного значения», и посоветовал журналистам не демонизировать закон. Вопроса отмены возможной выборности мэров крупных городов и продления вертикали власти вплоть до местного самоуправления участники семинара предпочли пока не касаться. Видимо, потому что даже у Кремля пока нет четкой позиции по данному вопросу.

Дарья ГУСЕВА