Время новостей
     N°64, 14 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.04.2005
Чем заправляет правительство
Министры ответили перед депутатами за льготы и бензин
Вчерашний день депутаты посвятили разбору полетов с министрами, ответственными за социальную политику в самом широком смысле слова. Досталось не только разработчикам монетизации льгот, но и ведомствам, курирующим топливно-энергетический комплекс, -- за возросшие цены на бензин. Правда, интрига с вотумом недоверия правительству умерла задолго до заседания -- в Кремле депутатам не позволили снимать даже отдельных министров. Поэтому парламентарии лишь произносили слово "вотум" вместе с не менее грозными фразами о моратории на изменение системы социальных гарантий и необходимости передать всех льготников федеральному центру.

Министры Алексей Кудрин и Михаил Зурабов почти в точности повторили тезисы своих докладов, с которыми они выступали неделю назад на парламентских слушаниях по монетизации. Повторив, сколько льготников по стране на сколько процентов обеспечено лекарствами и проездными и во сколько это обошлось бюджету, министры выслушали порядка 50 вопросов (всего задавать вопросы записалось 188 желающих), большая часть которых звучала с издевкой. «Вы считаете достижением, что на четвертом месяце реформы наконец-то подсчитано точное количество федеральных льготников?» -- спросил первый заместитель председателя фракции «Единая Россия» Олег Морозов. "Вы, наверное, не в курсе, что, разбираясь с монетизацией, регионы режут по живому, не выплачивая зарплаты бюджетникам и повышая тарифы на услуги ЖКХ", -- сказала независимый депутат Оксана Дмитриева. Категоричнее всех была первый вице-спикер Любовь Слиска, заявившая, что г-н Зурабов слишком высокого мнения о себе, если открыто говорит, что он лучший управленец в кабинете министров.

Вице-премьеру Александру Жукову, заявившему, что правительству удалось решить все острые вопросы, связанные с монетизацией льгот, достались не менее каверзные вопросы. Депутат от ЛДПР Сергей Иванов заявил вице-премьеру, что по его, депутата Иванова, сведениям в регионах пенсионеры иногда даже хотят отказаться от повышения пенсий, так как это повышает их прожиточный минимум и отсекает от возможности получения субсидий на оплату жилья.

Зачем-то приглашенные в Думу на рассмотрение вопроса о монетизации министр транспорта Игорь Левитин и глава виртуального пока министерства регионального развития Владимир Яковлев, казалось, не совсем понимали, зачем их позвали, и говорили явно «не про то». По словам г-на Левитина, вопрос о предоставлении льгот для студентов при проезде в общественном городском транспорте вообще не к нему, так как находится в компетенции местных, а не федеральных властей. А в регионах, сказал он, есть и иные насущные проблемы, -- например, изношенность парка городского пассажирского транспорта, 60% которого в целом по стране недопустимо обветшало. А все из-за того, сказал министр Левитин, что в 37 субъектах федерации отменены амортизационные отчисления на поддержание транспортной отрасли, а в девяти -- значительно снижены. Г-н Яковлев вообще отделался практически единственной фразой. "Ситуация в экономике у нас нормальная, хорошая, а вопросы, которые решает наше ведомство, регулируются вовсе не 122-м законом (о монетизации льгот), а другими законами", -- сказал он и сошел с трибуны.

Единственная новость, прозвучавшая в Думе от министров социально-экономического блока, это названная г-ном Кудриным дата рассмотрения правительством вопроса о распределении сверхдоходов стабфонда (все, что превышает фиксированные 500 млрд руб.). По его словам, в графике заседаний правительства этот вопрос пока не фигурирует, но в конце апреля, когда будут окончательно подведены итоги первого квартала, кабмин «разберет предложения». По словам министра финансов, еще месяц назад категорически высказывавшегося против использования средств стабфонда внутри страны, в правительство внесены предложения по распределению этих средств на индексацию пенсий, повышение довольствия военнослужащим, а также на поддержку регионов в решении проблем монетизации.

Обсуждение роста цен на топливо прошло чуть более активно, чем поднадоевшие депутатам вопросы монетизации. Правда, как остановить рост цен, депутаты не придумали. Заместитель министра промышленности и энергетики Иван Матеров со своей стороны лишь констатировал, что за год цена низкооктанового бензина возросла на 32%, дизтоплива -- на 57%. По его словам выходило, что ситуацию могут улучшить такие меры, как дифференциация налога на добычу полезных ископаемых, отход от жесткой привязки при расчете этого налога к мировым ценам. Но улучшить лишь отчасти. «Инфляция, вызванная повышением цен на топливные ресурсы, оружие массового поражения, и борьба с ней может вызвать негативные последствия в виде дефицита», -- сказал он.

Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев по традиции обвинил нефтяников в том, что они намеренно повышают цены в период сезонных работ, и призвал признать нефтяную отрасль естественной монополией. «Мы, конечно, стараемся снижать издержки, в 1992 году на обработку одного гектара уходило 150 кг дизтоплива, сегодня лишь 58 кг, но все ресурсы экономии исчерпаны, и рост цен на топливо скоро может вызвать резкое повышение цен сельхозпродукции», -- предупредил министр.

Глава Федеральной антимонольной службы Игорь Артемьев был настроен более оптимистично. Рост цен на ГСМ, по его словам, не превысил за последний год темпов фактической инфляции, и лишь в самых отдаленных северных регионах цены на топливо опережают инфляцию.

Как сказал после их выступления спикер Госдумы Борис Грызлов, депутаты не удовлетворены мерами, принимаемыми правительством по стабилизации и снижению цен на горюче-смазочные материалы. И попенял ведомствам за то, что многие министры не пришли на заседание сами, а прислали заместителей. «Сегодня от представителей правительства мы не услышали ни одного конкретного предложения, только общие рассуждения», -- отметил г-н Грызлов. Но никаких мер в свою очередь тоже не предложил.

Ирина СКЛЯРОВА