Время новостей
     N°66, 18 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.04.2005
Канал на замке
Российские пограничники задержали финскую навигацию
Российские пограничники, охраняющие водную границу нашей страны с Финляндией в районе Сайменского канала, задержали открытие навигации, добиваясь, чтобы какое-нибудь из двух сопредельных государств выделило несколько миллионов долларов на улучшение условий пограничной службы. После вмешательства министерств транспорта России и Финляндии навигация на прошлой неделе была открыта, а пограничники временно продолжили трудиться точно так же, как в прошлом и позапрошлом годах.

Комплекс международных проблем вокруг Сайменского канала определятся его уникальным географическим положением. Эта искусственная водная артерия соединяет внутренние водоемы Финляндии с Финским заливом. С хозяйственной точки зрения канал интересует исключительно финских грузоотправителей и грузополучателей. Однако в результате второй мировой войны 19 км канала (из общей его длины 43 км) оказались на советской территории. Причем на участке, который сейчас находится под юрисдикцией России, расположены пять из восьми шлюзов, обеспечивающих функционирование канала. Вдоль канала проложено шоссе, по которому автомобили перемещаются из одной страны в другую. Российская часть канала с 1962 года передана Финляндии в аренду на 50 лет, но охрану границы несут наши пограничники.

Как рассказал в конце прошлой недели замминистра транспорта Сергей Аристов, до 2003 года российский пункт пропуска на Сайменском канале был расположен на шлюзе №1 "Брусничное", самом дальнем от границы. Аналогичный пункт на шоссе находился непосредственно на границе. "В результате существовала теоретическая возможность контактов между уже досмотренными судами и еще не досмотренными автомобилями (или наоборот) на участке протяженностью около 20 км", -- пояснил замминистра. Чтобы исключить эту возможность, два года назад пограничники переместились вверх по каналу со шлюза №1 на шлюз №5 "Пялли", не оборудованный для досмотра судов. Отработав два сезона в таких условиях, пограничники отказались открывать навигацию этого года, начало которой было намечено на 6 апреля. В результате на финской стороне скопилось около двух десятков судов, ожидающих разрешения выйти в Балтийское море.

По словам г-на Аристова, оборудование в районе шлюза №5 причала, необходимого для досмотра судов, обойдется примерно в 4 млн долл. По соглашению от 1962 года Финляндия платит России за аренду части канала около 300 тыс. долл. в год. Замминистра отказался назвать "Времени новостей" сумму ежегодных затрат российской стороны на обеспечение работы Сайменского канала и поддержание в этой зоне пограничного режима. Однако очевидно, что на строительство нового причала арендной платы будет недостаточно.

14 апреля уполномоченные России и Финляндии по Сайменскому каналу подписали протокол об открытии навигации с 16.00 по московскому времени того же дня. "Решение, которое было найдено в чрезвычайном порядке, является временным. У финской стороны есть понимание этого", -- подчеркнул г-н Аристов. Тем не менее понимания, за чей счет финансировать оборудование нового досмотрового пункта на канале, ни у российской, ни у финской стороны пока нет.

Михаил КУКУШКИН