Время новостей
     N°66, 18 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.04.2005
Старомодная комедия
«Ника» объявила своих лауреатов
В этом году вручение национальной кинематографической премии «Ника» происходило в Театре Российской армии, когда-то Красной, потом Советской, а ныне Российской: помпезном памятнике имперской архитектуры, с самого начала существования более всего походящем на циклопические руины и так никогда и не преодолевшем своего окраинного, маргинального положения. Возможности легендарной сцены, на которой могли появиться даже танки, были использованы организаторами церемонии на полную катушку: сценический круг выносил на всеобщее обозрение то парадную призовую лестницу, то симфонический оркестр, то одинокий рояль. Вывели лошадь, которая всего боялась и с трудом разворачивала театральную тачанку. За уздцы лошадку держал какой-то опереточный казак, который, скинув папаху и бурку, оказался тенором Николаем Басковым, -- так началось чествование Нонны Мордюковой, ставшей обладательницей приза «За честь и достоинство».

На церемонии много пели. Пел Басков, пела сама Мордюкова. Пели Максим Дунаевский, Михаил Боярский и Дмитрий Харатьян. Харатьян пел дважды; второй раз в финале дуэтом с Катей Гусевой гимн «Ники». Пел Николай Караченцов в записи 2000 года. Пел Полад Бюль-бюль-оглы, пел Вахтанг Кикабидзе. А началось все с песни «Вставай, страна огромная», которую исполнил симфонический оркестр. Под попурри из военных песен была вручена специальная награда -- «Ника» для фронтовых операторов. Ее получил Семен Школьников, грустно заметивший, что их -- фронтовых операторов -- в живых осталось сейчас только пятеро и не все уже могут передвигаться самостоятельно.

Несмотря на торжественное начало, на то, что главную «Нику» за лучший фильм получила драма военного времени «Свои», на то, что буклет был оформлен в цвета орденских лент, а раздавали его не голоногие старлетки, а скромные девушки в беретках из театра костюма «Катюша», в остальном восемнадцатая по счету церемония текла по обычаю.

Вел вечер Юлий Гусман, как всегда, долго зажигавший, но так и не разогревший аудиторию -- публика упрямо не хотела демонстрировать зрителям «НТВ» должный энтузиазм. Хотя все было душевно. Приятно было видеть на сцене Нонну Мордюкову -- по-прежнему мощную, невероятно самобытную, демонстрирующую и сегодня (при не лучшем состоянии здоровья) такой масштаб дарования, соразмерный гигантской сцене Театра Российской армии. С удовольствием смотрели дайджест старых капустников, на этот раз «Капустфильм» ничего нового не выдал, но это никого не расстроило. Посмеялись над тем, как Галкин озвучил «Матрицу», «Властелина колец» и «Гарри Поттера» голосами Путина, Ельцина, Ренаты Литвиновой и других своих персонажей...

Что же до вручения наград в основных номинациях, то здесь академия показала, что киносообщество по-прежнему кино смотрит мало. Уже длинный список фильмов в номинациях «Документальное кино», «Анимация», «Открытие года» казался странно составленным, да и итоги голосования не обнадежили. Выбрав, к примеру, «Чучу-3», академики, очевидно, голосовали за известное им имя Гарри Бардина, а не за картину, которую трудно назвать удачей режиссера. Вообще награды льнут к наградам, и понятно, что фильм «Свои» и Богдан Ступка, сыгравший в этом году две роли, но планомерно награждаемый за одну, вошли в число победителей, так уже было на Московском фестивале, «Золотом овне», «Золотом орле».

Порадовало вручение «Ники» Кире Муратовой за режиссуру, хотя ей самой, видимо, до сих пор кажется странным, почему сообщество, столь регулярно признающее ее лучшим режиссером, не считает лучшими ее фильмы. Кстати, признав лучшими актерские работы Аллы Демидовой и Нины Руслановой, судьи вообще не отметили Георгия Делиева. А жаль, его неожиданной и интересной работе самое место быть открытием года, но ее там не было и в начале голосования. (Рената Литвинова дошла до финала, но уступила Нине Руслановой.)

Нельзя не посетовать на отсутствие в списках номинантов новых имен, тем, фильмов. В длинном списке однажды мелькнул Тимур Бекмамбетов, снявший «Ночной дозор», и бесследно растворился. В каких-то номинациях по одному разу возникали «Удаленный доступ», «Игры мотыльков», «Мирная жизнь», «Время жатвы», ни разу не появились очень достойный дебют «Русское» и по-настоящему яркая «Шиза». Очевидно, что весь премиальный сюжет разворачивался вокруг пяти фильмов-финалистов. Это бы и неплохо, но вот что интересно: из них только «Настройщика» можно отнести к категории авторского кино, все остальные картины («Свои», «Водитель для Веры», «Долгое прощание», «Мой сводный брат Франкенштейн») сняты для широкой публики, но не слишком ею замечены. Да, возможно, отсутствием прокатной судьбы «Свои» обязаны нерасторопности продюсеров, но уж обвинить в нерасторопности продюсеров «Водителя для Веры» или «Франкенштейна» трудно. Тем не менее их сборы воображения не поражают. Похоже, что кино, которое нравится людям, его делающим (а именно из них состоит в основном академия, кажется, действительно награждающая большинством голосов), не становится предметом интереса широкой аудитории.

Обнаружить эту коллизию можно и без «Ники», но премия ее все-таки честно фиксирует.

Алена СОЛНЦЕВА