Время новостей
     N°73, 27 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.04.2005
Грефу не хватает частников
Министр считает, что нефтяники могут строить трубопроводы
Министр экономразвития Герман Греф вчера призвал допустить частников к финансированию прокладки новых трубопроводов. Эта мера, по его мнению, позволит осуществить два масштабных проекта -- протянуть нефтепровод из Восточной Сибири на побережье Тихого океана и из Западной Сибири, добыча в которой ограничена недостатком инфраструктурных мощностей, до побережья Баренцева моря. Впрочем, в «Транснефти» заявляют, что пока справляются с привлечением капитала и без посторонней помощи. А в Минпромэнерго предупреждают, что магистральные трубопроводы в любом случае останутся в государственной собственности, как указал в своем послании к Федеральному Собранию Владимир Путин.

По мнению г-на Грефа, необходимо «посмотреть, насколько оправданны ограничения для частного бизнеса на инвестиции в строительство нефтяных трубопроводов», передает ИТАР-ТАСС. Также министр считает, что правительство должно изучить, как такая ситуация «отразится на развитии энергосектора в дальнейшем». «Если частный бизнес готов к финансированию северной трубы, а мы подписались на многомиллиардные инвестиции в восточном направлении, то я не вижу причин не развивать эти два маршрута одновременно», -- отметил он. Станут ли компании собственниками магистрали в случае обеспечения ее финансирования или получат какие-то другие льготы, глава МЭРТ не пояснил.

Кстати, недавно министр природных ресурсов Юрий Трутнев, наоборот, призвал финансировать развитие трубопроводного транспорта за государственный счет. «Если уже принято решение, что трубопроводный транспорт является государственной монополией, то государство должно обеспечивать его развитие», -- сказал он, добавив, что считает целесообразным создание федерального агентства по управлению трубопроводами вместо «Транснефти».

Впервые о возможности строительства частной магистральной трубы нефтяники заговорили в конце 2002 года. Тогда ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК (в то время еще не объединившаяся с ВР) и «Сибнефть» подписали меморандум о строительстве трубопровода из Западной Сибири в Мурманск, чтобы построить там глубоководный порт и отправлять нефть в Америку. Холдинги собирались прокладывать магистраль за собственные средства, сами устанавливать тариф (сейчас он устанавливается государством) и самостоятельно определять объемы прокачки. Однако занимавший в тот момент пост премьера Михаил Касьянов заявил, что трубопроводы должны находиться в собственности государства, и принцип равного доступа к экспортным мощностям необходимо сохранить. При этом он добавил, что монополия государства не противоречит участию частного капитала в их строительстве. Деньги, по его мнению, могли быть возвращены инвесторам, например, в виде льготного тарифа на прокачку.

Впрочем, в «Транснефти» полагают, что смогут и без посторонней помощи привлечь средства на прокладку как восточного, так и северного трубопроводов. «На строительство первого этапа проекта восточного нефтепровода необходимо 6 млрд долл., на северный проект -- 2,2 млрд долл., -- говорит вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев. -- И у нас нет проблем с обеспечением финансирования». Он не исключил возможности участия компаний в строительстве. «Однако самое главное -- это сохранить те принципы, которые мы соблюдаем: равнодоступность к трубе и регулирование тарифов государством», -- считает г-н Григорьев.

Источник в Минпромэнерго отметил стремление сразу нескольких ведомств стать агентством по трубопроводному транспорту. Он заявил «Времени новостей», что для участия холдингов в финансировании трубопровода в случае необходимости могут быть созданы «разные схемы», однако собственником в любом случае будет государство.

Денис РЕБРОВ