Время новостей
     N°73, 27 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.04.2005
Toyota: made in Шушары
Японцы объявили о строительстве завода в Петербурге
Японская Toyota Motor Corporation -- второй мировой производитель автомобилей -- вчера наконец-то приоткрыла завесу тайны над своими планами строительства завода в России, о которых представители компании и вовлеченные в процесс госчиновники почти год говорили по-разному и всегда в предположительном ключе. Оказывается, еще в июне прошлого года компания сообщила Минэкономразвития о горячем желании создать в России свое предприятие. И вот вчера компания, МЭРТ и администрация Петербурга подписали меморандум о реализации проекта.

Выяснилось, что планы у Toyota поистине гигантские. Она покупает в промзоне Петербурга Шушары 220 га земли и собирается выпускать 200 тыс. автомобилей в год, т.е. стать одним из крупнейших автомобилестроительных заводов в России. У завода Ford, который во Всеволожске производит 25 тыс. автомобилей в год, участок примерно в восемь раз меньше. Причем в отличие от Ford, который выпускает модель Focus низшей ценовой категории (от 12,7 тыс. долл.), Toyota начинает производство с представительской Camry, цена на которую находится в диапазоне от 30 до 35 тыс. долл. В компании объясняют это тем, что данная модель -- самая популярная в России, делая тем самым комплимент российскому платежеспособному спросу.

При столь грандиозных планах, однако, инвестиции в завод на первой стадии оказываются не столь велики -- на уровне 150 млн долл. (ровно столько же, сколько вложил в свой российский завод Ford). При этом 20% в проекте получит ЕБРР в обмен на 15 млн долл. Старший исполнительный директор Toyota Токуичи Ураниси объявил вчера, что строительство предприятия начнется уже летом нынешнего года и продлится чуть больше двух лет -- первые автомобили должны сойти с конвейера во второй половине 2007 года. На первой стадии объем производства составит 20 тыс. машин, затем он будет увеличен в два с половиной раза. «Мы мечтаем как можно быстрее выйти на уровень 50 тыс. автомобилей -- надеемся, это произойдет за два-три года», -- сказал г-н Ураниси. При этом, по его словам, модельный ряд будет расширен. А затем, добавил он, завод будет выпускать 200 тыс. машин. Правда, когда именно будет достигнут такой объем производства, г-н Ураниси не сказал, отметив лишь, что это зависит от темпов роста российского рынка и уровня спроса. Земельного участка, который закрепила за собой компания, вполне достаточно для такого масштабного производства, заявил менеджер.

Информация о том, что Toyota построит завод в России, появлялась в японских и российских СМИ с завидной регулярностью в последние два года. Причем озвученные в августе прошлого года газетой Keizai Shimbun параметры завода не сильно расходятся с представленной вчера официальной версией: 15 тыс. автомобилей Corolla и Camry в год к 2008 году с объемом капзатрат в 100 млн долл. Опровергая эти планы и медля с окончательным решением, японцы не только дожидались принятия правительством решения об отмене таможенных пошлин на ввоз автокомпонентов, но и вели торг с представителями российских регионов за более выгодные условия своего бизнеса.

Губернаторы ради привлечения инвестиций в свои вотчины наперебой обещали японцам все блага. Первым в борьбу за японский капитал вступил полпред в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, посетивший штаб-квартиру концерна в Токио еще в 2003 году: он обещал налоговые льготы, поддержку властей, дешевую рабсилу. Конкуренцию Приволжью составили Ленинградская и Московская области. Глава Санкт-Петербурга включилась в гонку за инвестициями Toyota на более позднем этапе. При этом г-жа Матвиенко накануне поездки в Японию заявляла, что «Петербург, в отличие от других регионов, готовых предоставить площадки бесплатно и еще приплатить, чтобы завод построили именно у них, знает себе цену и договорится на выгодных для себя условиях». В качестве конкурентных преимуществ она выделяла крупнейший порт на Балтике, границу с Евросоюзом. Самым главным, со слов губернатора, должно было стать то, что «марка «произведено в Петербурге» -- это уже гарант качества». Впрочем, в качестве главного плюса для размещения завода Toyota в Северной столице наблюдатели изначально выделяли особо пристальное внимание к развитию этого региона со стороны высшего руководства страны и близости главы региона к окружению Владимира Путина.

Вчера Герман Греф и Валентина Матвиенко не скрывали радости во время подписания соглашения с Toyota. «Я говорил, что с 2005 года будет прорыв в инвестициях в эту отрасль, -- вот то, где мы присутствуем, и есть инвестиционный прорыв», -- говорил министр. И пообещал еще «десять мировых концернов», с которыми ведутся переговоры и которые «могут прийти в ближайшее время на территорию России». Причем г-н Греф не исключил, что с кем-то из них соглашения могут быть подписаны уже в этом году. Планы Toyota он объяснил формирующимся платежеспособным спросом, а также улучшением инвестиционного имиджа России в глазах западных компаний. «Это самая крупная инвестиция за историю города», -- заявил он. А г-жа Матвиенко в свою очередь объяснила заключенное соглашение «мощными конкурентными преимуществами Петербурга -- инновационный, промышленный, кадровый потенциал, выгодное расположение».

Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург, Яна ГОДОВАНАЯ