Время новостей
     N°85, 18 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.05.2005
Неосторожное обращение с бомбой
Кронштадт чудом избежал уничтожения
Вчера каждый из 50 тысяч жителей Кронштадта в очередной раз понял, что расположенный на острове Котлин в Финском заливе флотский городок живет на пороховом погребе. Во вторник город чуть было не взлетел на воздух, а спасло кронштадтцев чудо: в той части «погреба», где начался пожар, не было тротила, и пожарным удалось вовремя обезвредить горящий арсенал.

Никто не погиб, но пострадало шесть человек, причем двоих отвезли в больницу в тяжелом состоянии. У одной из пострадавших обожжено 40% тела. Для расследования в Санкт-Петербург приехала комиссия штаба Военно-морского флота во главе с заместителем главнокомандующего ВМФ России по вооружению вице-адмиралом Анатолием Смоляковым.

Примерно в половине одиннадцатого утра по местному времени Кронштадт содрогнулся от серии взрывов. Одновременно город начало заволакивать серым дымом. Кронштадтцы прекрасно знают, что город буквально нашпигован военно-морскими арсеналами, а потому сразу же начали готовиться к худшему. Прибывшие к месту инцидента пожарные оцепили все на сотни метров вокруг, опасаясь разлета осколков боеприпасов. Вооружившись металлическими щитами, пожарные отправились во внутренние помещения горящего склада.

Дамба через Финский залив, связывающая остров с Петербургом, была закрыта для проезда всех, кроме автомобилей «тревожных служб», из-за чего в северо-западных районах города на дорогах, тянущихся вдоль Финского залива, случился транспортный коллапс.

18-й арсенал ВМФ, в котором начался пожар, горел почти два часа, и за это время в нем взорвалось более 20 из 100 боеприпасов. Это военное предприятие наряду с 521-м военным заводом занимается утилизацией вооружений, имея на это соответствующую лицензию. Вчера во время разборки реактивной глубинной бомбы РГБ-6 сработал ее стартовый двигатель, что привело к детонации соседних боеприпасов, которым по 10--15 лет. Как утверждает флотское командование, причиной взрыва двигателя стала неосторожность при обращении с бомбой. Эту же версию взяла за основу и военная прокуратура, которая возбудила дело по статье 217 УК РФ (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах). К счастью для работников завода и кронштадтцев в бомбе не было тротила -- только пороховой заряд. Не было смертоносных начинок и у тех боеприпасов, которые ждали демонтажа по соседству. В противном случае не исключено, что последствия инцидента могли бы оказаться более плачевными.

Пять лет назад весь Петербург несколько дней кряду держали в напряжении взрывы на Ржевском полигоне -- там рвались снаряды Ленинградского военного округа, эвакуировали деревни, а осколки, свистевшие по соседним лесам, едва не поразили стоящие на соседней ветке эшелоны с бензином. Дымом тогда заволокло северо-восточную часть города, многих охватила паника, МЧС было готово тушить арсенал при помощи самолетов.

А с другой стороны от Петербурга, «под боком» у Ленинградской АЭС, ждут своего часа мины и снаряды форта «Красная Горка». Это хранилище опасно не только тем, что никто не знает точного объема хранящегося здесь смертоносного груза (по разным данным, здесь может быть от 700 до 900 снарядов и химических веществ, которые начали складировать в первой половине прошлого века, их суммарная мощность -- десятки тонн в тротиловом эквиваленте), но никто не знает, как попасть внутрь и как разминировать полуаварийный склад. Проникновение в него опасно для жизни, так как возможен самопроизвольный взрыв погребов. Это, впрочем, не отпугивает местных жителей, которые время от времени тащат из арсенала взрывоопасные «игрушки» для использования в хозяйственных целях.

Глубинная реактивная бомба (ГРБ) -- вид морских боеприпасов для уничтожения подводных лодок в погруженном состоянии, а также боевых пловцов, якорных и донных мин. ГРБ сбрасываются с самолета или выстреливаются специальным устройством с корабля. Такие бомбы могут иметь обычный либо ядерный заряд. В конце 50-х годов прошлого века бомбы с ядерной начинкой поступили на вооружение Военно-морского флота. Современные глубинные реактивные бомбы имеют калибр 203--375 мм, общую массу 120--250 кг, боевой заряд 40--100 кг. Взрыватель срабатывает при ударе по цели либо на заданной глубине.

Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург