Время новостей
     N°96, 02 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.06.2005
Катехизис на местах
Политологи составили правила поведения губернаторов
Международный институт политической экспертизы провел «круглый стол» по теме «Как стать и остаться губернатором: технологии лоббирования назначения глав регионов в России». Результатом дискуссии политтехнологов стал приблизительный список губернаторов, которым стоит опасаться за свои кресла. В него попал и только что добровольно сложивший с себя полномочия президент Северной Осетии -- Алании Александр Дзасохов.

По мнению аналитиков, общий подход команды Владимира Путина к назначениям глав регионов основан на том, чтобы сохранить стабильность в условиях непопулярных реформ. В частности, с 1 января 2006 года ожидается полномасштабная реализация реформы местного самоуправления. Некоторые региональные представители уже робко предлагают отложить вступление в силу закона о реформе, поскольку просто боятся грядущего хаоса. Но федеральный центр непреклонен. Эксперты считают, что по негативному эффекту и сложности реализация предстоящей реформы МСУ опережает административную реформу и монетизацию льгот.

Участвовавший в заседании «круглого стола» эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Александр Кынев пояснил «Времени новостей», что закон о местном самоуправлении писали теоретики: «Причем писали с точки зрения необходимости реформы как таковой, чтобы разделить полномочия, ответственность, чтобы было с кого спросить. Но во время написания проекта дискуссии не было, в результате в законе огромное количество нестыковок, белых пятен. И если все это внезапно 1 января 2006 года вступит в действие, во многих регионах возникнет хаос, страшнее административной реформы и монетизации».

Как возникающие вопросы будут решаться -- вопрос доброй воли региональных чиновников. А поскольку на своей территории губернатор отвечает за все происходящее, Кремль должен быть уверен, что глава региона нейтрализует возможные последствия реформы.

Также, по мнению экспертов, у федерального центра просто недостаточно подготовленных кадров -- потенциальных делегатов в регионы. Поэтому Кремль зачастую вынужден делать ставку на уже действующих глав. Кроме того, по словам политологов, в условиях подготовки к думским и президентским выборам 2007--2008 годов центр боится кардинально менять сложившуюся в регионах систему и ссориться с региональными элитами.

Массовой смены губернаторов по крайней мере до 2008 года не ожидается. Однако не исключены несколько показательных отставок губернаторов накануне выборов в Госдуму. Участники «круглого стола» решили, что для сохранения главами регионов своих постов необходимо не стать «аллергеном» для центра. Также ситуация во вверенном регионе не должна выглядеть так, будто требуется вмешательство центра. Обеспечит спокойное существование на своем месте губернатору и опасность дестабилизации социальной сфере в случае его ухода из власти. Эксперты полагают, что доказанная Кремлю социально-политическая стабильность в регионе, а также высокая личная популярность, продемонстрированная на всенародных выборах либо по результатам соцопросов, практически гарантирует прочные отношения губернатора с Кремлем.

В число фаворитов, шансы которых на переназначение не вызывают сомнений ни у кого из экспертов, вошли губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, глава Ленинградской области Валерий Сердюков, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, глава Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и губернатор Московской области Борис Громов.

Александр Кынев предполагает, что для «фаворитов» важны действия в фарватере основных инициатив федерального центра: «Мы знаем, как избиралась Валентина Матвиенко, и нет никаких сомнений, что она выполняет роль, которая ей отведена. То же самое касается Бориса Громова, который выстраивает жесткую вертикаль в области и достаточно популярен в регионе. Г-н Хлопонин -- человек, который организовал и провел референдум по объединению регионов, воплотил в жизнь одну из любимых игрушек Кремля. Г-ну Ткачеву стабильность обеспечивает специфика региона, который не предполагает существенных кадровых экспериментов. Также не надо забывать, где находится «Бочаров ручей». Еще в советские годы фактор отдыха членов политбюро имел огромное значение для карьер соответствующих первых секретарей».

Основными факторами «ухода» глав регионов эксперты называют необходимость в создании прецедента, «чтобы другие боялись». Такой сценарий «сработал» по отношению к губернаторам Аяцкову, Логинову и Стародубцеву. Не сыграет на руку губернатору наличие сильной активной оппозиции и катастрофическая социально-экономическая ситуация в регионе. А если к этим факторам прибавить и принадлежность к оппозиционной партии, например, КПРФ, то главе региона следует присматривать себе новое место работы.

В «зоне риска», по мнению экспертов, находятся алтайский губернатор Михаил Евдокимов, главы Архангельской области Николай Киселев, Иркутской -- Борис Говорин, губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев, президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. В эту же группу был включен Александр Дзасохов.

Причем эксперты констатировали, что попытки региональных политических сил воздействовать на процесс назначения посредством публичных акций влияния почти не имеют. «Власть стремится подчеркнуть свой федеральный статус, -- считает г-н Кынев. -- Если она в какой-то момент даст слабину, покажет, что возмущенная толпа заставила уволить губернатора, это может стать цепной реакцией. Боязнь цепной реакции здесь гораздо более высока, чем стремление решить конфликт в каком-то регионе».

Дарья ГУСЕВА