Время новостей
     N°96, 02 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.06.2005
Участь -- соучастие!
Новые выставки «Арт-Стрелки»
Галерейному центру в бывших гаражах фабрики «Красный Октябрь» скоро исполнится год. Состоявшееся на днях открытие новой выставочной программы собранных на «Арт-Стрелке» галерей оказалось принципиальным для имиджевого формата этого форума. Бутики с картинами -- это, конечно, хорошо, но мало. Раз уж собраны лучшие из лучших в самом пафосном столичном месте, напротив державных святынь, под новым пешеходном мостом -- гордостью московского градоначальника, -- посетитель вправе надеяться на эксперимент, драйв, фронду. Сегодня все в наличии.

Расположение галерей «Арт-Стрелка» в анфиладе бывших гаражей «Красного Октября» складывается в прямоугольный треугольник. Вершины треугольника держат в этот раз не только композиционный, но и смысловой каркас. Три лучших проекта «Арт-Стрелки»: представленная галереей Лизы Плавинской выставка «Выставка» российского архитектора-концептуалиста Александра Бродского; представленный галереей Art Business Consulting проект Максимилиана Роганова и Ирины Кориной «Вейся, Поливинилхлорид!»; наконец, представленная штабом феста «АРТ-Стрелка projects» видеоинсталляция Якова Каждана Just drink it. Каждая из названных работ излучает энергию, не позволяющую зрителям «Арт-Стрелки» оставаться пассивными реципиентами-созерцателями. Каждая требует соавторства. Соучастия. Все они интерактивны, аттрактивны и атакуют сознание круче, чем треугольники Бермуд. Ведь энергия их положительная, креативная.

Конгениальный нобелевскому однофамильцу Бродский изучает метаязык пространства. Он описывает его «апофатически», через сокрытие, утаивание. Через интуицию до-знания о том, что не вмещается в психический, визуальный опыт. К стенам полутемного коридора друг напротив друга приделаны две полочки -- столики из купе вагона железной дороги. Над ними трепещут как от ветра белые занавески, сквозь которые пробивается свет. На столиках подпрыгивают и дребезжат дорожные стаканы с чаем в фирменных алюминиевых ж/д-подстаканниках. Между столиками огромная кровать с лежащим босым человеком. У него на глазах черная повязка. Обходим кровать -- видим спуск в подвал. Спускаемся. Перед нами перспектива сквозь решетку. Длинный узкий коридор. Много-много тапочек. Справа и слева шелестят белые занавески, за которыми -- что? Двухъярусные лежаки плацкартного вагона? Или еще что? А может?.. Да нет, об этом измерении думать страшно. И вдруг в конце перспективы чей-то силуэт движется, смотрит в твою сторону кто-то. Сердце -- ек. Приглядываешься -- это ты сам, в отражении зеркала.

Что это было, решать каждому по-своему. Бродский верит зрителю: он правильно отмерил, расфасовал и упаковал пространство галереи, а дальше -- всяк входит в сюрреальный сон как может и видит то, что хочет.

Другой общительный проект придумали Роганов и Корина. На выставку в комнате галереи АВС на втором этаже технической подсобки шоколадной фабрики никто попасть по лестнице не способен. Дверной проем законопачен рекламными щитами. Проникнуть в помещение, украшенное рогановскими аппликациями с пленками поливинилхлорида, можно только карабкаясь с улицы по шаткой и жуткой горе из сломанных советских холодильников. Территорию искусства освоят бесстрашные!

В частности, те, кто бросает вызов обществу потребления, привлекая в союзники Рене Декарта, Квентина Тарантино и нас, зрителей. Подобно другим заметным коллегам поколения тридцатилетних Яков Каждан выбрал себе имидж резидента -- разведчика. Работает в рекламной компании. Над брендами, слоганами и т.д. и т.п. И использует свои знания в подрывной деятельности ради искусства и ради Бога. Выбранная им стратегия -- тотальное сомнение. Нет искусства. Нет художника. Нет Творца. Всамделишен только вечный диспут между кокой и пепси. Отлично. Добро пожаловать в галерею «Арт-Стрелка projects» на видеоинсталляцию Just drink it. Это идеальная диверсия против общества потребления. Спланирована и осуществлена с хирургической точностью и аккуратностью.

В темной комнате беленькие буковки компаний «Кока» и «Пепси» -- дети «Монтекки и Капулетти» рекламного мира -- переплетаются в роденовском любовном томлении. В результате совокупления букв рождается неведомая детка, унаследовавшая «кокину» долготу и «пепсину» широту и заплетшая их в шрифт совершенно восточный, палестино-китайский, расшифровке не поддающийся. Такой вытек фестивальный ребенок. Новый бренд. В соседнем зале три лайтбокса -- фотоголовы Якова, пьющего из жестяных баночек три жидкости: пепси-колу, кока-колу и воду новой, рожденной ими обеими товарной марки. Рядом с фотографиями цитата из Декарта о тотальном сомнении в видимом, осязаемом, обоняемом, текучем, телесном и протяженном как гаранте существования несомненного, существования Истины. Еще одна цитата из «Криминального чтива» Тарантино о всемогуществе Бога, могущего превратить колу в пепси и даже наоборот. В таком сочетании куда более консервативным и старомодным оказывается спич из Тарантино. Он защищает фетишистское потребительское сознание, а Декарт -- как раз метод познания. Cogito ergo sum (мыслю -- существую). Без уважения к Другому, соучастия и сотворчества этот императив мертв. Так что интерактивность современного искусства -- это не роскошь, а средство передвижения по дороге Истории в будущее.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки