Время новостей
     N°99, 07 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.06.2005
«Кинотавр» повзрослел
Но хороших фильмов ему по-прежнему не хватает
Что бы ни говорили про обновленную версию «Кинотавра», сменившего владельцев в год своего шестнадцатилетия, очевидно одно -- фестиваль повзрослел. Центр фестивальной тусовки остался на пляже, однако регламент «Кинотавра» предложил альтернативу привычному неформальному общению кинематографистов. Вечером в пляжном антураже кафе «Ротонда» начались обсуждения фильмов -- участников конкурсной программы. Предприятие, поначалу не обещавшее большого резонанса, неожиданно стало центральным событием фестиваля. Критики предложили участникам фестиваля провести суд над скандальным фильмом Ильи Хржановского «4», получившим сразу два приза Роттердамского фестиваля, но на родине так и оставшимся полупризнанным.

У суда, как и положено, были председатель, прокурор и защитник. А все присутствовавшие имели право свидетельствовать в пользу обвинения или защиты. На необычный процесс пришел весь цвет фестиваля -- начиная от председателя жюри Галины Волчек и заканчивая экс-президентом «Кинотавра» Олегом Янковским. Олег Иванович курил трубку и, должно быть, размышлял, как поведет себя на подобном процессе Филипп Янковский, чей фильм «Статский советник» участвует в конкурсной программе.

К сожалению, фильмы конкурса пока остаются наиболее слабым звеном в цепочке фестивальных преобразований. Лучшие российские картины забрал-таки к себе Московский международный кинофестиваль (в основном конкурсе «Предчувствие космоса» Алексея Учителя, в конкурсе «Перспективы» «Пыль» Сергея Лобана). На долю «Кинотавра» остались либо прокатные хиты этого сезона («Статский советник», «Бой с тенью»), либо российские картины, показанные на престижных международных фестивалях («4», «Пакостник», «Удаленный доступ»), либо никому неизвестные, но довольно слабые в художественном отношении фильмы. К последним относятся показанные в уикенд «Я тебя обожаю» Хусейна Эркенова и «Куктау» Илдара Ягафарова.

«Я тебя обожаю» -- история о матери, воспитывающей в одиночку трех сыновей от разных отцов. При довольно бесхитростном сюжете режиссер сумел основательно запутаться в приметах времени -- герои распевают «Арлекино» и «Солнечный круг» в то время, когда первая песня еще не написана, а вторая давно вышла из моды. А простое фабульное основание нагружено бытовыми сценками, которые должны были бы отразить все тяготы советского быта (уход за больной бабушкой, кража сумочки с последней зарплатой), а вместо этого разрушительно действуют на динамику фильма. К тому же режиссер неудачно выбрал фокус, поставив в центр истории молоденьких мальчиков -- сыновей героини, а образ самой матери рассеял в наборе бессвязных эпизодов.

На фоне фильма Эркенова выигрывает татарская лента «Куктау», в которой сюжетные акценты по крайней мере расставлены сообразно повествовательным законам. Однако дебют Илдара Ягафарова не производит впечатления ручного авторского изделия, а скорее похож на продукт фабрики по производству дорожных фильмов с отцом и сыном в роли охотников за птицей счастья. Главный герой перехватывает мальчика-инвалида с вокзала, откуда того должны забрать приемные родители-американцы, и уводит его в татарскую глушь. Он обещает отвести мальчика к бабаю, который лечит недуги пчелами, и найти его настоящую мать. На эти поступки героя толкает прошлое -- его жена и сын погибли в автокатастрофе, причиной которой невольно стал он сам. Сильно ухудшенный вариант российского «Коктебеля» страдает от перегруженности визуальными штампами -- режиссер наивно любуется раскрытыми зонтами, румяными яблоками и обещающими развязку закатами, а кадр с плывущим по реке перышком повторяется более трех раз.

Скорее всего жюри не станет всерьез рассматривать эти фильмы в качестве претендентов на основные награды. Чего не скажешь о картинах «Ночной продавец» Валерия Рожнова и «4» Ильи Хржановского, которые могут рассчитывать по крайней мере на приз за лучший дебют. Принципиальный выбор между этими двумя фильмами в этой номинации может добавить важный штрих к портрету обновленного «Кинотавра». Решение в пользу малобюджетного триллера «Ночной продавец» будет означать ориентацию фестиваля на коммерчески внятное, жанровое кино. А выбор фильма «4», напротив, сообщит о желании «Кинотавра» продвигать на российский рынок необычные, коммерчески непредсказуемые, элитные фильмы, а также о бескомпромиссности и героическом бесстрашии жюри, поскольку многим уважаемым гостям фестиваля взгляд молодого режиссера Хржановского на современную действительность явно пришелся не по вкусу.

Константин ШАВЛОВСКИЙ, Сочи
//  читайте тему  //  Кино