Время новостей
     N°99, 07 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.06.2005
Слоны в перпендикуляре
В "Архангельском" прошел джазовый фестиваль
На первый взгляд странное сочетание слов в заглавии фестиваля "Русский стиль. Усадьба. Джаз" (да еще и не простой, а "роскошный") выглядит диковато. Но среди лесов, окружающих "Версаль" князя Юсупова, понимаешь, что идея имеет право на существование. Второй фестиваль в Архангельском, лишенный обозначения "международный", привлек публику не только составом (организаторы радикально расширили само понятие джаза, включив в него то, что ортодоксу в кошмарном сне не приснится), но и возможностью провести уикенд среди колоннад и аудиоколонок, посидеть на травке и послушать то, что они хотят. На "молодежной" площадке "Партер" между Москвой-рекой и княжеским дворцом acid-джаз уступал место лаунджу, а easy listening сменялся ностальгическим "Арсеналом" Алексея Козлова.

Заполнившая зеленое поле толпа разгоряченных поклонников с восторгом встречала чуждых джазовому уху Bill'ys Big Band, Optimistica Orchestra, Нино Катамадзе и группу Insight. Дворец, окруженный уже многие годы строительными лесами, не только устоял, но и защитил от натиска чуждой музыки настоящую джазовую площадку "Аристократ". Там, собственно, и звучал джаз, представленный порой в самых своих перпендикулярных проявлениях.

Первый день фестиваля был отдан "легендам советского джаза", среди которых наблюдались Георгий Гаранян со своим частым израильским партнером -- пианистом Леонидом Пташкой, легендарный участник Jazz Messengers Арта Блейки трубач Валерий Пономарев, "Квадро" Вячеслава Горского в ностальгическом старом составе и Николай Левиновский с "русскими американцами" -- так можно назвать этот сборный ансамбль, который было бы трудно себе представить еще лет 15 тому назад. Если Валерий Пономарев выступил в необычном качестве бенд-лидера и аранжировщика, создав за пару репетиций из наших молодых, но уже опытных джазменов вполне достойный оркестр, то Николай Левиновский (уже лет 15 вращающийся в нью-йоркской джазовой среде лидер когда-то популярного ансамбля "Аллегро") опирался на мастерство представителя следующего поколения джазовых эмигрантов басиста Бориса Козлова и главной звезды российско-американского джаза Игоря Бутмана. Именно этот состав обнаружил мощную энергетику, джазовую изысканность и умение работать с публикой, которая поняла и приняла этот посыл вполне адекватно.

Но самым ярким проявлением джазовой части фестиваля стал второй концерт в "Аристократе", ориентированный на нетрадиционные музыкальные пути. В заявленной направленности была некая лукавость, поскольку значительная часть публики собралась на «традицию» -- певицу Татевик Оганесян, равной которой в нашем мейнстриме, пожалуй, и не было. В 70--80-е годы Татевик была королевой советского джазового вокала. Да и сейчас остается непревзойденной вершиной в мейнстриме. С тех пор утекло много воды, Татевик Оганесян живет на родине джаза, но если и дает концерты, то в них остро ощущается дух армянской народной музыки. И если восторг публики, масса цветов и камер были вполне понятны, то необыкновенно свежая, на нерве, с каким-то юношеским порывом, напоминающим о далеких 60-х, игра партнера Оганесян -- профессора джаза (в прямом и переносном смысле) Игоря Бриля оказалась в некотором роде сюрпризом.

Продолжение вечера больше соответствовало объявленной жанровой направленности. Как, собственно, и ожидалось, нетрадиционно звучали два состава: совместный проект питерских звезд Андрея Кондакова и Вячеслава Гайворонского, а также Аркадий Шилклопер, который собрал новую версию квинтета из музыкантов, представляющих самые творческие силы российского джаза. Питерскому квартету не повезло -- выступать пришлось уже на исходе вечера перед несколько поредевшей и уставшей публикой. Зато Шилклопер, один из самых востребованных музыкантов джазового пограничья (настолько, что ему оказалось удобнее жить в Германии и прилетать на многочисленные выступления на родине), стал явной творческой кульминацией вечера. Его валторна и альпийский рог звучали, окруженные товарищами по разнообразным проектам, каждый из которых входит в местную джазовую элиту. Олег Балтага -- барабанщик и перкуссионист бывшего состава кишиневского "Тригона", Игорь Иванушкин играет на контрабасе в трио "Второе приближение", трубач Сергей Пронь руководит екатеринбургскими новоджазовыми проектами, а Владимира Волкова можно слышать во множестве новоджазовых составов, включая и собственное "Волковтрио". Самым поразительным оказалось взаимодействие двух контрабасистов, использующих далеко не только традиционные методы дрессировки своих, казалось бы, неповоротливых инструментов, вполне заслуженно прозванных "слонами".

Все это, включая мощный фейерверк в финале, организовала почти исключительно женская команда, главные представительницы которой Мария Семушкина (АртМания) и Елена Андреенкова ("Русский стиль") ухитрялись быть одновременно на всех площадках фестиваля, в пресс-центре, в дирекции, улаживать все проблемы и с легкостью выстраивать национальную джазовую идею на свежем воздухе.

Михаил МИТРОПОЛЬСКИЙ
//  читайте тему  //  Музыка