Время новостей
     N°105, 16 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.06.2005
Европейское качество
Премию Станиславского «Верю!» на ММКФ вручат Жанне Моро
В этом году Московский фестиваль не сможет похвастаться обилием звезд. Никаких сюрпризов и гостей ранга Тарантино не предвидится, и журналистам придется обойтись скромным набором европейцев, имеющих серьезные заслуги перед кинематографом, но так и не получивших статуса известных медиаперсон в нашем попсовом кино- и телепространстве.

Премию Станиславского «Верю!», специально придуманную Никитой Михалковым для привлечения звездных гостей (ее обладателями уже стали Джек Николсон, Мэрил Стрип, Фанни Ардан), в этом году вручат Жанне Моро -- легендарной актрисе, ставшей лицом французской «новой волны», после того как муж, режиссер Луи Маль, снял ее в двух своих программных фильмах «Любовники» и «Лифт на эшафот». С тех пор Жанна Моро снималась у Шаброля, Трюффо, Годара, сохраняя в основном преданность независимому кинематографу. Позднее Жанна Моро сама начинала снимать кино. В 1997 году актриса получила европейскую премию «Феликс» за творчество в целом. Но если для киноманов Моро -- это легенда и эпоха, то широкой российской публике она, увы, почти неизвестна. На Московском фестивале Жанна Моро представит фильм режиссера Франсуа Озона «Время прощания», в котором она исполнила одну из ролей.

Наиболее раскрученный персонаж из списка почетных гостей -- режиссер Питер Гринуэй, со времен «Контракта рисовальщика» (1982) считающийся культовым среди российских интеллектуалов. На фестивале покажут две части его нового фильма «Чемоданы Тульса Люпера», в производстве которого участвовала и Россия -- деньгами и актерами.

Другая старая любовь, что не ржавеет, -- венгр с полнометражной международной славой Иштван Сабо. Он также связан в истории кинематографа с французской «новой волной», язык которой он с успехом развивал в своих фильмах. Четырежды номинированный на «Оскара» (получил один в 1981 году -- за «Мефисто»), четырежды получавший награды в Канне и дважды в Берлине, он, бесспорно, принадлежит к киноэлите, но опять же слабо известен в России за пределами кинематографического круга.

Гордостью фестиваля можно считать приезд свежих обладателей каннской «Пальмовой ветви» братьев Дарденн. Эти немолодые уже бельгийские режиссеры долго не были известны вообще никому. Работали в театре, затем попробовали силы на телевидении в качестве документалистов. В 1975 году основали компанию Derives, которая на сегодняшний день выпустила около 60 документальных фильмов, включая их собственные. В 1994 году они организовали кинокомпанию Les Films du Fleuve. И тут к ним пришел успех -- их фильм «Розетта» в 1999 году неожиданно получил «Золотую пальмовую ветвь» в Канне. Могло показаться, что это случайность, вызов жюри, обошедшего наградами картины знаменитостей, в тот год обильно участвовавших в конкурсе. Но и следующий их фильм «Сын» был высоко оценен критикой, а теперь братья Дарденн стали обладателями второй «Золотой пальмовой ветви» за фильм «Дитя». Но даже при такой буквально сказочной истории тихие и незвездные братья вряд ли вызовут ажиотаж у московской публики, хорошо знакомой лишь с голливудскими именами.

И уж совсем может остаться не оцененным прессой и публикой Робер Гедигян, французский режиссер армянского происхождения, с его антибуржуазным пафосом и ретроспективой снятых в духе неореализма фильмов о простых людях: «Мариус и Жанет» (1997), «В городе все спокойно» (2001), «Мари-Жо и две ее любви» (2002). Последняя его картина «Прогулки по Марсову полю» (показанная в конкурсе Берлина этого года) посвящена последним дням Франсуа Миттерана, взгляды на историю и политику которого близки режиссеру.

Из участников конкурсной программы самым известным, безусловно, является Томас Винтерберг, участник знаменитого проекта «Догма», автор «Торжества» (1998). При этом его новая картина «Дорогая Венди» демонстрирует, как далеко ушли от декларируемых принципов бывшие «догматики».

Впрочем, если выбор гостей свидетельствует не только о скудности нынешнего фестивального бюджета, но и о приоритетах в политике фестиваля, склонившегося наконец в сторону киноискусства, то его можно только приветствовать.

Дарья ЮРЬЕВА
//  читайте тему  //  Кино