Время новостей
     N°105, 16 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.06.2005
Не сдал экзамен по реформе
Депутаты раскритиковали программу Андрея Фурсенко
Реформа образования, проводимая командой министра Андрея Фурсенко, стала вчера предметом жарких споров между законодательной и исполнительной властью. Министр пришел к депутатам рассказать в рамках правительственного часа о планируемых новшествах в средней и высшей школе. Но прежде чем он успел дочитать свой доклад до конца, его обвинили в намерении уничтожить бесплатное высшее образование и попытке «заложить под Россию бомбу».

Намеревался же г-н Фурсенко рассказать парламентариям о том, как его ведомство намерено пересмотреть стандарты образования в средней школе. «Нагрузки, которые выпадают на российских школьников, слишком большие и по ряду показателей превышают показатели многих зарубежных стран», -- пояснил он. Минобрнауки же предлагает сократить количество обязательных уроков для всех школьников до четырех-пяти в день, сделав эти занятия максимально насыщенными и освободив детям время для отдыха и дополнительных занятий. Дополнительными же, по словам министра, могут стать уроки физкультуры. «Они должны организовываться по другому принципу, нежели сейчас, и должны восприниматься школьниками не как нагрузка, а наоборот, как отдых», -- считает министр.

Андрей Фурсенко также представил законодателям свое окончательное видение перспектив единого госэкзамена. «ЕГЭ не должен стать единственной возможной формой поступления в высшие учебные заведения. Это принципиальный вопрос. Единому экзамену должны быть альтернативы», -- подчеркнул он, добавив, что все-таки считает необходимым финансировать вузы (в расчете на одного студента) в зависимости от успешности сдачи абитуриентом ЕГЭ. Тем самым министр фактически отказался от данного месяц назад ректорам обещания похоронить идею именных финансовых сертификатов для выпускников школ.

Парламентарии оставили практически без внимания доклад министра и пояснили, что их больше волнуют не частные, а общие и глобальные вопросы образовательной реформы. В частности, сокращение бесплатных мест для студентов, низкие преподавательские зарплаты и качество учебной литературы. Член генерального совета партии «Единая Россия», председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин заявил, что недавно при его партии был создан экспертный совет по вопросам образования и науки, который уже фактически проводит экспертизу законопроектов, подготовленных министерством. Особую обеспокоенность, по словам г-на Кокошина, вызывает коммерциализация образовательной сферы.

Министр отбивался как мог, убеждал законодателей, что сегодня учится больше бесплатных студентов, чем во времена СССР. «Мы, наоборот, выступаем за сохранение в стране системы бесплатного общего образования. Если и заходит речь о введении платы за дополнительные услуги, то не надо говорить о том, что министерство в целом поддерживает переход на платную систему образования», -- эмоционально объяснял он. Андрей Фурсенко рассказывал о том, какие высокие оклады будут у школьных и вузовских преподавателей в 2008 году, напоминал о том, что в 2005-м стипендиальный фонд увеличился на 50%.

Однако разрушить отрицательное отношение депутатов к реформе министру не удалось. И г-н Кокошин заявил главе Министерства образования и науки, что его соратники по партии «берут под свой контроль реформу российского образования», считая ее «одним из важнейших факторов экономического роста».

Кирилл ВАСИЛЕНКО