Время новостей
     N°170, 15 сентября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.09.2005
Газовая война в Германии
Антимонопольное ведомство ФРГ предъявило ультиматум пятнадцати энергетическим компаниям
Президент немецкого федерального ведомства по надзору за деятельностью картелей Ульф Беге сдержал свое слово и вчера объявил газовым компаниям свой ультиматум: он потребовал от них до 21 сентября фактически отменить долгосрочные договоры, заключенные между предприятиями -- импортерами природного газа и оптовыми региональными фирмами-распределителями. Под ультиматум попали 15 предприятий газовой отрасли Германии, у которых действует несколько сотен договоров. С точки зрения г-на Беге, снижения цен на топливо в Германии можно добиться вверенными ему административными методами -- стоит лишь заинтересованным фирмам-партнерам запретить строить свои отношения на долгосрочной основе.

Сложившиеся в течение десятилетий в газовом секторе взаимоотношения между участниками всей кооперационной цепочки -- добыча, транспортировка природного газа на дальние расстояния и доставка его конечным потребителям -- напротив, основаны на гарантии стабильности работы всех сторон. Ведь газовый сектор живет и развивается благодаря порой миллиардным инвестициям. Производителям газа, например российскому «Газпрому», необходимы гарантии, что добытый в Сибири природный газ будет закуплен Германией в законтрактованных объемах -- вне зависимости от текущего спроса на газ в этой стране. Крупнейший импортер российского газа и лидер газового рынка в Германии -- компания E.ON Ruhrgas из Эссена -- закупает у россиян объемы в соответствии с долгосрочными договорами, срок действия которых исчисляется порой двумя-тремя десятилетиями. Такие же договоры существуют у E.ON Ruhrgas и других импортеров с оптовиками, через которых газ поступает к конечным потребителям.

Г-н Беге считает подобную привязку монополизмом, благодаря которому цена на газ в Германии неизменно ползет вверх. Из-за долгосрочных договоров, уверен г-н Беге, крупные компании «привязывают» к себе партнеров-оптовиков на 10, 15, а то и 25 лет вперед, и у компаний-новичков, которые готовы выставить на продажу по более низкой цене свои объемы газа, не остается шансов, чтобы занять свое место на рынке. Для противодействия этому явлению глава антимонопольного ведомства потребовал ограничить срок действия внутригерманских договоров на поставки газа до двух--четырех лет. Противники такого подхода возражают: газовый рынок является стратегическим сектором, обеспечивающим энергетическую безопасность страны. А спотовые сделки по купле-продаже газа несут риски: новые «компании-однодневки» не могут быть полноценными гарантами инвестиций на многие годы вперед.

Правление E.ON Ruhrgas еще в начале недели изложило свою позицию в отношении намерений государственных чиновников-антимонополистов. Глава правления Буркхард Бергманн назвал «радикальной» позицию г-на Беге, который «вторгается в свободу договоров». Г-н Бергманн особо подчеркнул в одном из недавних интервью, что если антимонопольное ведомство будет настаивать на своей позиции, то тем самым оно «спровоцирует» судебное разбирательство. На это ведомство г-на Беге недвусмысленно дало понять, что оно не намерено идти в этом вопросе на компромиссы. «Процесс переговоров дошел до крайней точки», -- заявил главный немецкий борец с монополизмом. Он подчеркнул, что теперь все будет зависеть от позиции E.ON Ruhrgas: ведь другие предприятия отрасли присматриваются к позиции лидера газового рынка.

Официальный представитель E.ON Ruhrgas в Эссене вчера заявила «Времени новостей», что и после предъявления ультиматума позиция предприятия, изложенная в начале недели г-ном Бергманном, в полной мере сохраняется. «До 21 сентября мы будем продолжать попытки урегулирования наших разногласий с ведомством г-на Ульфа Беге путем переговоров. Если это не приведет нас к ожидаемому результату, то сразу же по истечении срока, указанного в письме антимонопольного ведомства, E.ON Ruhrgas объявит о своей официальной позиции в данной спорной ситуации», -- сказала она.

Юрий ШПАКОВ, Берлин