Время новостей
     N°193, 18 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.10.2005
Из "Варяг" в мишени
Советский авианосец с громким именем станет учебным пособием по борьбе с американским флотом
Китай собирается дать новую жизнь недостроенному советскому авианосцу «Варяг». РИА «Новости», ссылаясь на гонконгский военный журнал KANWA, сообщило вчера, что корабль избежит печальной судьбы плавучего казино и может стать тренировочным полигоном китайской армии. По сведениям издания, сейчас в порту Далянь (Дальний) ведется ремонт «Варяга»: скорее всего Пекин собирается оснастить ржавый корпус судна новыми двигателями и ввести его в строй. Похоже, что остатки оборонной машины Советского Союза продолжат служить растущей военной мощи КНР.

История тяжелого авианесущего крейсера «Варяг» -- одного из самых амбициозных проектов советского кораблестроения -- весьма печальна. Гигантский корабль с легендарным именем, длиной около 300 метров, с тремя взлетно-посадочными площадками начали создавать еще в 80-х годах, но к моменту развала СССР авианосец удалось достроить лишь на три четверти. В 1991 году он вообще оказался за границей, поскольку верфи города Николаева перешли во владение Украины. Однако у независимого Киева денег на собственную оборонку никогда не было, а Россия брать на себя обязательства по дорогостоящей достройке «Варяга» тоже не желала. В результате в 1993 году корпус корабля поставили на баланс Украины, а та в свою очередь начала искать покупателя, готового приобрести ржавеющий остов крейсера.

Продать «Варяг» удалось только в 1998 году: его за смешную сумму в 20 млн долл. приобрела некая частная китайская компания из Макао Diversoes Chong Lot Limitada. Предполагалось, что из авианесущего крейсера сделают плавучий развлекательный центр. Однако отправиться в Тихий океан корабль смог только в конце 2001 года: турки очень долго не давали разрешения на проход «Варяга» через узкий Босфор, опасаясь, что он не впишется в фарватер и врежется в берег, заблокировав транзит по проливу. Однако главная неприятность случилась уже в греческих территориальных водах: во время шторма в Эгейском море остов крейсера оторвался от буксиров (двигателей на «Варяге» не было). Прикрепить тросы удалось только через 14 часов.

После того как несостоявшуюся гордость советского ВМФ переправили в Китай, интерес к «Варягу» понемногу пропал. Однако, судя по всему, ни в какой развлекательный центр крейсер переоборудовать и не собирались. KANWA отмечает, что купившая «Варяг» фирма больше не отвечает на звонки и не отмечена в справочниках, а корабль отбуксировали в Далянь. Там авианосец перекрасили в серебристый цвет, характерный для кораблей китайских ВМС, и начали вести ремонтные работы в двигательном отсеке и на радарной площадке. KANWA предположила, что «Варяг» могут попытаться ввести в строй.

Впрочем, по мнению эксперта журнала Андрея Чана, построить полноценный авианосец на основе этого остова сложно, поскольку это будет даже дороже, чем создать новый аналогичный корабль. Он считает, что скорее всего «Варяг» будет использоваться в качестве «тренировочного авианосца». KANWA отмечает, что китайские военные давно изучают авианосные корабли и даже приглашали экс-советских специалистов-конструкторов для чтения лекций. Предполагается, что после покупки «Варяга» внутреннее устройство недостроенного авианосца было тщательно изучено.

Не исключено, что после ремонта бывший наш крейсер будет использоваться как образец судна потенциального противника. Сейчас крупнейшей группировкой авианесущих кораблей в мире обладают США, и при возможном столкновении военных машин Америки и Китая одной из основных задач для Пекина станет именно борьба с авианосцами. «Варяг» может выполнять функцию тренировочного макета для Народно-освободительной армии Китая. Правда, неизвестно, насколько такая функция соответствует договору о продаже «Варяга»: ранее сообщалось, что украинцы, объявляя аукцион, оговаривали, что крейсер не должен использоваться в военных целях.

ФОТО: Огромный "Варяг" стал самой крупной баржей, которую когда-либо проводили через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы

Владимир ДЗАГУТО