Время новостей
     N°232, 13 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.12.2005
Семь смертных грехов
Демократическая оппозиция исповедовалась самой себе
В день 12-й годовщины принятия российской Конституции в Москве прошел 2-й Всероссийский гражданский конгресс «Россия за демократию, против диктатуры». Либеральная и правозащитная общественность ругала режим, одновременно пытаясь определить степень собственной готовности к объединению и политической боеспособности.

Кулуарно рядовые участники конгресса, которых оказалось больше тысячи, высказывали скепсис относительно объединения, но явно гордились тем, что в отличие от прошлого года компанию им составляют все видные «оппозиционеры справа». Впрочем, согласия насчет того, кого из приехавших первых лиц можно считать демократом, а кого -- нет, у собравшихся не наблюдалось.

В конгрессе, действительно, участвовали лидер СПС Никита Белых, глава «Яблока» Григорий Явлинский, руководитель «Комитета-2008» и даже экс-премьер, ныне без пяти минут глава Демократической партии Михаил Касьянов, которого Ирина Хакамада недвусмысленно предложила считать кандидатом в президенты от демократической оппозиции. Политики, вопреки обыкновению, не ограничились программными выступлениями, а остались в зале до обеда.

Конгресс открыла председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, которая напомнила собравшимся про День Конституции и заодно про 40-ю годовщину первой в России диссидентской демонстрации. Остальные участники охотно подхватили аналогию. «В России полным ходом идет демонтаж демократических институтов, подавление гражданского общества, усиливается авторитарный режим», -- сказал Гарри Каспаров. По его мнению, объединяться в борьбе с режимом должны не только демократы, но все остальные оппозиционеры. Примером такого альянса он назвал совместный иск «Яблока» и КПРФ, оспоривших результаты думских выборов 2003 года. По словам Гарри Каспарова, иск этот до сих пор имеет шансы быть рассмотренным в Европейском суде. Отчаиваться, по мнению руководителя «Комитета-2008», вообще пока рано: «Давайте не будем петь про «Варяг», а сделаем лучше так, чтобы наше объединение стало Курской дугой».

Г-н Белых оказался настроен менее оптимистично. По его мнению, у демократических оппозиционеров есть семь смертных грехов, благодаря которым они сами становятся главным врагом собственного объединения. Среди грехов г-н Белых назвал гордыню, старые взаимные обиды, уныние, неверие, корысть, непомерные амбиции «и наконец, самое страшное: мы забыли свою страну, и поэтому она забыла нас». Никита Белых предложил грехи искупить, отнять знамя патриотизма у политиков черносотенного толка и объединить «здоровые силы» в какие-нибудь реальные сроки. Например, в течение 250 дней.

Вокруг кого надо объединяться, намекнул экс-премьер Михаил Касьянов. Он, правда, ни словом не обмолвился о своих президентских амбициях -- о них позже сказала Ирина Хакамада. Г-н Касьянов заявил только, что не снимает с себя ответственности за участие в строительстве «вертикали власти». Он вспомнил, как на Гражданском форуме, проведенном в 2001 году по инициативе Кремля, призывал власть и гражданские организации к конструктивному сотрудничеству. Но тогда он не мог предположить, насколько способна измениться страна за четыре года. «Целью последних действий руководства страны является создание механизма удержания власти, -- сказал экс-премьер. -- И еще больше меня пугает та скорость, с которой наше общество привыкает ко всем этим законам и предложениям». Чтобы скорость привыкания была поменьше, г-н Касьянов предложил создать альтернативную общественную палату, которая могла бы объективно оценивать происходящие в стране перемены.

После г-на Касьянова выступал еще лидер Республиканской партии Владимир Рыжков, который напомнил, что проникновение тандема «Яблока» и СПС в Московскую городскую думу следует рассматривать не как победу, а как поражение по сравнению с прежними успехами московских демократов. И предложил переименовать кремлевских патриотов в «петриотов» -- от слова petroleum (англ. нефть). Г-н Рыжков полагает, что если бы демократы нашли в себе силы объединиться, в их партию вступило бы до 200 тыс. человек.

Григорий Явлинский, как всегда, призвал думать не о том, вокруг кого объединяться, а о том, вокруг чего: если вместо Владимира Путина к власти снова придут олигархи образца середины 90-х, это едва ли можно будет считать торжеством демократии.

После Григория Явлинского, Георгия Сатарова и Ирины Хакамады выступал Валерий Борщев, который от имени фонда «Социальное партнерство» награждал лучших начальников исправительных учреждений поездками в Англию. Начальники, пришедшие, видимо, точно к началу вручения премий, вежливо улыбались, пока г-н Борщев призывал коллег поддерживать любых политзаключенных, в том числе и активистов Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова.

Затем слово взял генсек Союза журналистов Игорь Яковенко. Г-н Яковенко напомнил о том, что свертывание демократии началось с атаки на НТВ, и позволил себе несколько весьма резких высказываний в адрес существующего политического режима. Улыбки на глазах сошли с лиц награжденных начальников, и они поспешили покинуть зал, оставив собравшихся готовить резолюции.

Иван СУХОВ