Время новостей
     N°235, 16 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.12.2005
Трое на пять с плюсом
Рок-н-ролльный подход к джазу от группы The Bad Plus в «Ле Клубе»
Нью-йоркское акустическое трио The Bad Plus принадлежит к поколению молодых амбициозных виртуозов, всеядных в жанровом отношении. Такие к нам ездят редко, так что три концерта The Bad Plus в «Ле Клубе» -- событие для культурной жизни столицы. Конечно, эту своеобразную смесь фри-джазовых импровизаций и рок-н-ролльных мелодий лучше играть в более демократичных местах («Обычно мы не играем в заведениях, где едят», -- признался пианист Итан Айверсон). Но леклубовская публика все же по достоинству оценила качество музицирования американцев.

Итан Айверсон, очкастый «ботаник» в полосатом костюме, пирсингованный и татуированный барабанщик Девид Кинг и небритый индифферентный контрабасист Рейд Андерсон образуют монолитную, идеально взаимодействующую группу. «Нам нравится сама идея группы, -- говорит Кинг. -- Мы держимся вместе, не расходимся по сайд-проектам и особенно ни с кем не сотрудничаем, как это принято в джазовой среде. Многие джазмены нашего поколения образуют крепкие долговечные составы -- например, те же знаменитые Medeski, Martin & Wood. Они нам не очень близки музыкально, но с точки зрения концепции группы это именно то, к чему мы стремились».

Программа трио разношерстна и контрастна, как имидж участников: от пьес отца джазового авангарда Орнета Коулмена до успокоительной баллады Everybody Wants to Rule the World английской поп-группы Tears for Fears или хита Бьорк Human Behavior (в их трактовке, впрочем, звучащего как пьеса отца джазового авангарда). Не говоря уже о собственных композициях со свободной формой и своеобразным драйвом. «Мы просто выбираем мелодии, которые нам нравятся, и на основе которых можно придумать какую-то занятную импровизацию, -- говорит Итан Айверсон. -- Поэтому в дело идет все, что мы когда-либо слушали -- от Коулмена до Pixies». Естественно, на концерте The Bad Plus, как любая акустическая группа, звучат более живо, ярко и непосредственно, чем на записи. Но здесь еще фокус в том, что на записи жесткий звук группе делает продюсер Чед Блейк, который записывал платиновые альбомы Сюзан Веги и группы Crowded House. «Нам нравится то, как Чед Блейк записывает акустические инструменты, -- говорит Кинг. -- Мы первые джазмены в его практике, и у него мы зазвучали совершенно необычно для джазового состава. Собственно, именно этого мы и ждали от продюсера».

Александр БЕЛЯЕВ
//  читайте тему  //  Музыка