Время новостей
     N°14, 30 января 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.01.2006
Мегаметаллургия
Mittal Steel пытается поглотить Arcelor
Индийский выходец Лакшми Миттал, владелец крупнейшей в мире металлургической компании Mittal Steel, недавно купивший крупный украинский комбинат «Криворожсталь», решил еще сильнее укрупнить свою империю. В минувшую пятницу его компания опубликовала предложение о покупке второй по величине в мире и крупнейшей в Европе металлургической компании -- люксембургской Arcelor Group, образованной четыре года назад путем слияния трех ведущих европейских металлургических концернов. За этот актив г-н Миттал готов выложить 18,6 млрд евро. Как сообщает Wall Street Journal, с предложением провести переговоры о покупке Arcelor г-н Миттал ранее уже обращался к главе люксембургской компании Ги Доллю, но, получив отказ, выступил с предложением к акционерам.

Arcelor Group была образована в 2002 году путем слияния трех ведущих европейских концернов -- французской Usinor, испанской Aceralia и люксембургской Arbed. По итогам 2004 года оборот компании составил 30 млрд евро, отгрузка стали -- 44 млн тонн. Mittal Steel -- совсем молодая компания индийского бизнесмена Лакшми Миттала, который начал скупать активы с 1989 года. Сначала это были не очень крупные производства в странах третьего мира, но затем, к концу 90-х, предприниматель расширил свою деятельность, начав скупать металлургические активы в Северной и Южной Америке и Европе. В конце 90-х возник уже довольно крупный холдинг г-на Миттала -- LNM Holdings. В 2004 году были приобретены крупные активы бывшего соцлагеря Восточной Европы, зарегистрированная в Британии Ispat International (в которой еще ранее г-н Миттал имел долю) и американская International Steel Group. Так была образована крупнейшая сталелитейная компания в мире, получившая имя своего хозяина -- Mittal Steel Group. Ее мощности рассчитаны на производство более 70 млн тонн стали в год, а оборот составил порядка 30 млрд долл. в год.

Сейчас Mittal Steel предлагает 27-процентную премию к биржевой цене акций Arcelor -- 28,21 евро за акцию. При этом г-н Миттал фактически приглашает акционеров Arcelor в свою мегакорпорацию: предлагается обменять четыре акции Mittal Steel на пять акций Arcelor и доплатить акционерам люксембургской компании премию в размере 7,05 евро за каждую акцию. Таким образом, нынешние акционеры Arcelor не только получат более 4 млрд евро наличными, но и окажутся владельцами около 20% акций крупнейшей в мире металлургической компании с капитализацией более 40 млрд долл. и суммарной годовой выручкой (на основе предварительных оценок за 2005 год) почти 70 млрд долл. Производственные мощности новой компании превысят 100 млн тонн (это десятая часть всего объема мирового производства). В случае если акции не будут обменяны в ходе первого транша, г-н Миттал предлагает принять участие во втором, несколько менее выгодном для акционеров Arcelor транше, в котором стоимость акции снизится более чем на 20%. Кроме того, Mittal предлагает выкупить евробонды Arcelor со сроком погашения в 2017 году, обменивая пять облигаций на четыре акции Mittal Steel плюс 40 долларов.

Правда, канадский концерн Dofasco, о покупке которого Arcelor недавно договорилась, г-ну Митталу не нужен. Магнат предполагает продать его немецкому концерну TyssenKrupp по цене, чуть ниже заплаченной Arcelor (у TyssenKrupp было второе по величине ценовое предложение).

Акционеры Arcelor теперь должны решить, готовы ли они стать совладельцами крупнейшей металлургической корпорации или предпочтительнее оставаться владельцами второй в мире по величине компании отрасли. Нынешние условия, когда цены на металлопродукцию неопределенно устойчивы и высока конкуренция со стороны растущей экономики Китая, говорят в пользу сделки. Однако Arcelor сама всего полтора года назад была первой в мире корпорацией. И вопрос в том, захочет ли она быть поглощенной своим главным конкурентом.

Другая проблема, с которой непременно столкнется Mittal Steel, это разрешение на сделку антимонопольных органов Европы, Северной Америки и, если потребуется, других стран. В условиях снижающегося производства стали в Европе, вполне возможно, Еврокомиссия откажет компаниям в сделке. Это может не понравиться и другим игрокам рынка: ведь, контролируя более 10% мирового производства стали, Mittal Steel вполне сможет влиять на цены на продукцию этого рынка. Вместе с тем Mittal Steel готова доказывать необходимость консолидации -- и сама Mittal Steel, и Arcelor стали крупнейшими в отрасли как раз благодаря крупным слияниям.

Анна ЛАНДЕР