Время новостей
     N°42, 14 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.03.2006
Повтор по-итальянски
Всеволожский Ford снова бастует
На российском заводе Ford, расположенном под Петербургом в городе Всеволожск, вчера началась очередная «итальянская» забастовка -- вторая по счету за последние четыре месяца. Первая акция протеста рабочих провалилась после того, как администрация компании намекнула, что активисты, остановив конвейер, могут вообще остаться без работы. Теперь «трейд-юнионы» снова подрывают российский бизнес американского автоконцерна. Глава профсоюзного комитета завода Ford Алексей Этманов возмущен тем, что рабочие получают в среднем 15 тыс. руб. в месяц. Что не идет ни в какое сравнение не только с зарубежными подразделениями этой же компании, но и с другими крупнейшими предприятиями Санкт-Петербурга -- на многих питерских производствах зарплаты приблизились к 700--1000 долл. и даже превысили эту цифру. Г-н Этманов утверждает, что «итальянская забастовка» продлится всю эту неделю и заключается в том, что рабочие будут работать строго по нормативам, не станут перевыполнять план и делать сверхурочные работы.

Профсоюзные активисты с осени прошлого года добиваются 30-процентного повышения зарплаты. Однако руководство завода готово пойти лишь на 12,5-процентное увеличение зарплаты. Плюс к этому компания предлагает рабочим прибавку до 8% от годовой зарплаты. Точный размер этого бонуса будет исчисляться в зависимости от того, насколько завод выполнит годовой план. Профсоюзы с этим не согласны и продолжают настаивать на своих требованиях.

Любая забастовка для завода весьма некстати, так как очередь на покупку автомобилей расписана на месяцы вперед. В конце прошлого года Ford, который в прошлом году собрал 36 тыс. Ford Focus и до конца 2006 года планирует довести производство до 60 тыс., даже заявил о том, что экспортирует 2 тыс. Foсus из Европы, чтобы удовлетворить лавинообразный спрос в России. Кроме того, этот год -- переломный для всеволожского завода. Ведь в Петербург стремительно приходят глобальные конкуренты Ford: свой завод строит Toyota, подыскивает площадку Nissan, идут переговоры с DaimlerChrysler. Профсоюзы это понимают: г-н Этманов утверждает, что если компания не выполнит требования, то на заводе случится полноценная забастовка.

Пока менеджеры Ford не берутся оценить, в какие убытки выльется очередная забастовка. С 21 по 28 ноября прошлого года во время аналогичной акции производство на заводе сокращалось примерно на четверть (вместо 180 автомобилей ежесуточно собиралось 135).

Рабочие питерских подразделений иностранных компаний за последние месяцы зарекомендовали себя экономически грамотными классовыми борцами: уяснив, что российский рынок стратегически важен для транснациональных концернов, они решили требовать с работодателя по максимуму. С этими целями профсоюзные организации, помимо Ford, были созданы на заводах Scania, Caterpillar и Heineken.

Правда, у международных автопроизводителей есть один аргумент, который может стать весомым в споре с бастующими рабочими, -- это локаут. Право закрыть производство в той или иной стране всегда остается за компанией, для которой один завод немного значит по сравнению с ее размерами и весом на глобальном рынке. Осенью прошлого года профактивисты российского Ford уже поняли, что если они остановят конвейер, то концерн может пересмотреть свои планы в России. Впрочем, пока автопроизводитель не делает никаких официальных объявлений на этот счет и по-прежнему настроен увеличивать производство Focus во Всеволожске.

===========================================================

Российский завод Ford с апреля начнет выпускать легковые модели Focus с бензиновым двигателем объемом 1,8 литра, говорится в сообщении предприятия. Сейчас собираемые в России Focus комплектуются двигателями 1,6 литра. Увеличение объема двигателя позволит повыситьт мощность автомобиля на 10 лошадиных сил -- до 125 л.с.

Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург