Время новостей
     N°47, 21 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.03.2006
Брендовая идея
Торговая марка "Родина" становится политической
Пока партия «Родина» готовится к съезду, назначенному на 25 марта, у ее лидера Дмитрия Рогозина, возможно, стало еще одной заботой больше. Дала о себе знать давняя проблема, связанная с правом собственности на бренд. Еще в 2003 году Социалистическая единая партия зарегистрировала на себя торговую марку «Родина». На выборах в Госдуму в СЕПР наряду с «Народной волей» Сергея Бабурина и еще несколькими мелкими организациями входила в тот избирательный блок под общим названием «Родина». Со временем отношения между участниками блока ухудшились, Сергей Бабурин покинул рогозинскую фракцию «Родина», образовав свою -- «Родина» («Народная воля» -- СЕПР). Туда вошел и единственный в Думе представитель СЕПРа, он же лидер этой партии, он же тренер Владимира Путина по дзюдо -- Василий Шестаков.

В то же время существует общественная организация Народно-патриотическое объединение «Родина» во главе с Алесем Тихоновым, которая является одним из главных партнеров рогозинской «Родины». На днях НПО «Родина» обратилось в «Роспатент», дабы оспорить принадлежность товарной марки СЕПРу. Возможно, г-н Рогозин хотел сделать подарок партийцам, козырнув на съезде отвоеванной у бывших соратников торговой маркой. Однако «Роспатент» вынес решение в пользу СЕПРа.

Стоит вспомнить, что СЕПР уже давно периодически пугает рогозинцев. Например, летом 2005 года эта партия на правах собственника торговой марки обратилась ко всем политическим партиям и другим общественным объединениям с предложением отказаться от использования слова «Родина» в своих названиях по крайней мере до окончания выборной кампании 2007--2008 годов. Мотивировали они это необходимостью уберечь от злоупотреблений дорогое для каждого россиянина слово -- тем более в условиях, когда бывшие участники блока «Родина» постоянно ссорятся. Сепровцы также нередко говорили о том, что Дмитрий Рогозин узурпировал это «дорогое каждому россиянину название», когда возглавил одну из участниц блока -- Партию российских регионов, после чего она была переименована в «Родину».

«Мы зарегистрировали товарный знак «Родина» в 2003 году на десять лет, -- рассказал корреспонденту «Времени новостей» председатель центрального исполкома СЕПР Андрей Герасимов. -- Об этом знали и Сергей Глазьев, и Дмитрий Рогозин. Кстати, когда они организовывали свой союз, он у них назывался «Товарищ». И только с приходом нашей организации было решено, что блок будет называться «Родина». Пришлось даже ночью перепечатывать буклеты и плакаты. Договоренность была очень простая: мы проходим в Госдуму, создаем рабочую группу и начинаем продвигаться по социалистической идеологии, по работе с социальными проектами. К сожалению, после выборов в Госдуму Глазьев и Рогозин раздули скандал, кому принадлежит бренд «Родина», и закончилось это переименованием Партии российских регионов в феврале 2004 года. Рогозин даже не поинтересовался мнением участников блока, в частности тех, кто имеет права на название».

Рогозинцы уверяют, что отъем бренда со стороны СЕПРа им не угрожает, ведь торговые марки и политические партии регулируются разными законами. К тому же названия совпадают лишь частично. «У СЕПРа название товарного знака звучит как «Народно-патриотическое объединение «Родина», а мы зарегистрированы в Минюсте как политическая партия. И из этого они пытаются какую-то шумиху устроить, -- сказал корреспонденту «Времени новостей» депутат фракции «Родина» в Госдуме Сергей Чаплинский. -- Вообще «родина» -- это общеупотребительное слово, оно не может быть запатентовано. Но с этим словом могут быть зарегистрированы торговые марки, когда оно в составе какого-либо словосочетания».

В то же время сепровцы уверены, что могут перекрыть кислород рогозинцам. «За нами закреплено право использовать название «Родина» на плакатах, в Интернете, в средствах массовой коммуникации, -- сказал Андрей Герасимов. -- Мы пока не инициируем запреты на использование бренда «Родина», но я думаю, что немного времени осталось. Правовые последствия для Рогозина будут просты: он незаконно использует название на сайте, во фракции и в партии». Словом, даже если СЕПРу не удастся отнять у Дмитрия Рогозина бренд, осложнить ему жизнь вполне получится. Правда, и у СЕПРа пока забот хватает: партию ожидает перерегистрация в Минюсте, а в партийных рядах может оказаться недобор до положенных по действующему закону 50 тыс. членов.

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА