Время новостей
     N°91, 29 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.05.2006
Люксембургское литье
Объединение «Северстали» и Arcelor стало крупнейшим в мире сталелитейным производством
Европейский сталелитейный гигант Arcelor и «Северсталь» Алексея Мордашова в конце прошлой недели объявили о слиянии. Это крупнейшая в российской истории сделка (ее сумма составляет 13 млрд евро), в результате которой появился новый лидер в мировой металлургической отрасли: его годовой оборот составит 46 млрд евро, объем производства -- 70 млн тонн стали в год. Об этой сделке, очевидно, г-н Мордашов и Владимир Путин говорили в закрытой для прессы части беседы 16 мая. Судя по тому, что сделка состоялась, это значит, что одобрение со стороны президента России было получено.

«Создание этой компании означает, что российский бизнес выходит на мировую арену, -- заявил г-н Мордашов в субботу, выступая перед журналистами в Москве. -- Сегодня эта сделка показывает, что мы, россияне, являемся полноправными членами мирового сообщества, мировой экономики, мирового бизнеса. Это очень важно и может стать прорывом для российского бизнеса». Синергетический эффект от слияния сейчас в обеих компаниях оценивают в 590 млн евро, но глава «Северстали» утверждает, что цифра скорее всего занижена.

Согласно условиям сделки, г-н Мордашов передаст Arcelor принадлежащие ему пакеты «Северстали», включая долю в Severstal North America, активы в угольной и горнорудной отраслях (предприятия, входящие в «Северсталь-Ресурс») и активы итальянской Lucchini. Для этого уставный капитал Arcelor будет увеличен на 46%, и если сделку одобрят акционеры люксембургской компании, г-н Мордашов станет ее крупнейшим совладельцем -- в его распоряжение поступит 32,3% акций объединенной компании. Для обеспечения сделки г-н Мордашов привлечет 1,25 млрд евро дополнительных средств.

Слияние еще должны одобрить акционеры Arcelor, а также антимонопольные органы России, Евросоюза и США. В случае отсутствия претензий сделка будет закрыта уже в июле.

Окончательное решение о сделке совет директоров Arcelor принял в минувший четверг после пятичасового обсуждения, сообщил на пресс-конференции в Москве глава совета Жозеф Кинш. Дело в том, что объединиться с люксембургской компанией были намерены Новолипецкий меткомбинат Владимира Лисина, японская Nippon Steel, а также Лакшми Миттал и его до последнего времени крупнейшая в мире металлургическая империя Mittal Steel. В январе г-н Миттал выступил с предложением купить Arcelor за 18,6 млрд евро (правда, большую часть предлагал оплатить собственными акциями). Но Arcelor восприняла его как враждебное поглощение, и совет директоров компании его не одобрил. Однако реально помешать сделке он, по сути, был не в силах: решение должны принять акционеры, а поскольку акции Arcelor разделены очень небольшими пакетами, то исход сделки мог оказаться непредсказуемым. Руководство люксембургской группы стало заявлять, что г-н Миттал серьезно недооценивает Arcelor. На пресс-конференции в Москве г-н Кинш в очередной раз заметил, что по сравнению с «Северсталью» предложение Mittal Steel предоставляло акционерам компании «неадекватную стратегию развития», «худшие финансовые условия» и «более низкие стандарты корпоративного управления». Неделю назад Mittal Steel поднял стоимость своего предложения до 25,6 млрд евро. Arcelor тем временем уже вел переговоры о возможности продажи крупного пакета стратегическому инвестору, который был бы ближе европейцам и смог бы помочь компании противостоять натиску г-на Миттала. Из всех вариантов было выбрано предложенное владельцем «Северстали». Впрочем, если акционеры Arcelor все же выберут для слияния компанию г-на Миттала, то сделка с г-ном Мордашовым будет расторгнута и российскому бизнесмену будет выплачена компенсация в 140 млн евро.

Г-н Мордашов на пресс-конференции в минувшую субботу заявил, что «Северсталь» останется российской компанией даже после перехода основного пакета к Arcelor. «У нас есть договоренности, по которым оперативный контроль за компанией и ответственность за управление российскими активами продолжают оставаться на российском рынке, -- указал он. -- «Северсталь» остается российской компанией, она не превращается в иностранную. Она остается российской компанией, зарегистрированной в России, с уплатой налогов в России. То есть это российская компания, которая будет принадлежать Arcelor, со всеми обязательствами перед обществом, перед государством, перед работниками. Ее акции котируются на российской фондовой бирже». Судя по всему, это главное политическое условие, поставленное высшим руководством России.

Совет директоров объединенной компании будет состоять из 18 членов, при этом минимум девять из них будут независимыми. Нынешние руководители Arcelor -- Жозеф Кинш и Ги Долле -- не покинут постов председателя совета директоров и председателя правления. Г-н Мордашов станет «не исполнительным президентом совета директоров Arcelor» (российский аналог должности -- почетный председатель совета) и получит право назначать шесть членов. Кроме того, по условиям сделки, он не имеет права покупать дополнительно акции Arcelor в течение четырех лет и продавать уже купленные в течение пяти лет.

«Северсталь» первой из российских металлургических компаний начала серьезную экспансию за рубеж. В феврале 2004 года она купила пятую по величине американскую компанию Rouge Steel, создав затем Severstal North America. В итоге ей удалось вывести американское предприятие из кризиса и достичь успехов на рынке США. На недавней встрече с Владимиром Путиным в Сочи г-н Мордашов заявлял, что технологии «Северстали» на предприятиях за границей часто превосходят иностранные аналоги: «У каждого есть свои преимущества, но в целом, конечно, мы лучше. Иначе бы мы не были так эффективны по сравнению с ними... В Соединенных Штатах в Детройте мы купили завод, о котором местные газеты написали, что русские возрождают производство. Сложились очень позитивные отношения, поскольку предприятия, которые были банкротами до нашего прихода и находились в плохом состоянии, стали чувствовать себя гораздо лучше, и это свидетельствует в том числе и о нашей силе, о нашем хорошем менеджменте». В позапрошлом году «Северсталь» приобрела еще одну «кризисную» компанию -- итальянскую Lucchini. В отличие от других российских металлургических компаний («Мечел», «Евразгруп», НЛМК) «Северсталь» не проводила крупных размещений на зарубежных биржевых площадках.

Представители Arcelor, в свою очередь, считают, что сейчас в мире существует два региона, где созданы благоприятные условия для производства стали, -- это Бразилия и Россия. «Мы будем компанией, которая имеет присутствие в обоих этих регионах, и станем лидерами в этой отрасли, -- заявил г-н Долле. -- 22% стали, выпускаемой для автомобильной промышленности, будут производиться этой компанией. Данный союз не несет в себе много рисков потому, что мы знаем друг друга уже давно и сотрудничаем уже давно». А Жозеф Кинш пообещал, что слияние «внесет новое дыхание в деятельность международного металлургического комплекса».

Денис УВАРОВ, Анна ЛАНДЕР