Время новостей
     N°114, 03 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.07.2006
Борьба с ветряками
"Зеленая" энергетика нравится далеко не всем
Американская общественная организация "Сьерра Клаб" подала в суд на Пентагон и лично на министра обороны США Дональда Рамсфелда. Как передало AFP, военных обвиняют в том, что они из каких-то своих ведомственных соображений препятствуют развитию ветряной энергетики. Возмущение "Сьерра Клаб" вызвало то, что минобороны не дает добро на строительство ветроэлектростанций, опасаясь, что их турбины будут мешать военным радарам. Экологи даже смело утверждают, что военное ведомство своими запретами ни много ни мало ввело общенациональный мораторий на развитие этой отрасли энергетики (впрочем, не исключено, что защитники окружающей среды в полемическом раже несколько преувеличивают усердие Пентагона).

Кроме того, в иске утверждается, что министерство отказывается участвовать в исследованиях, призванных проверить, действительно ли ветряки мешают радарам. Юрист "Сьерра Клаб" Кристин Генри с некоторой долей ехидства выразила свое удивление тем, что радары Пентагона, успешно работающие на базе в Гуантанамо, где также установлены подобные турбины, почему-то не способны работать в аналогичных условиях на Среднем Западе.

Таким образом, г-на Рамсфелда вкупе со всеми военными чинами США причислили к обширному лагерю скептиков и противников ветроэнергетики. Превращение энергии ветра в электрический ток уже не один десяток лет является весьма модной темой, особенно в развитых странах, где к вопросам экологии относятся с повышенным вниманием. Типичная ветряная электростанция выглядит весьма впечатляюще: огромное чистое поле, открытое, как полагается, всем ветрам, которое утыкано высокими металлическими башнями с крутящимися пропеллерами на верхушках. Если отвлечься от напрашивающегося сходства с мельницами, то ВЭС может напомнить эдакий индустриальный лес со стальными деревьями, дальними родственниками тропических пальм. (Любопытно, что эти растительные аналогии отразились и в английском языке. Для многочисленных АЭС, ГЭС, ТЭЦ и т.п. объектов обычно применяется термин power plant -- буквально "энергозавод", тогда как ветроэлектростанции часто называют wind farms -- "ветряные фермы".) Однако у подобных искусственных чащ из ветряков хватает противников. Причем бывает, что к этому лагерю примыкают и защитники окружающей среды, которым, казалось бы, сам бог велел защищать "зеленую" энергетику.

Недавно в Шотландии возник вполне серьезный конфликт между экологами и инвестором Ником Оппенгеймом, который решил возвести в принадлежащем ему поместье на Гебридских островах большую ветроэлектростанцию. Предполагалось поставить 130 турбин, которые должны были обеспечивать электроэнергией близлежащие поселки. Но защитники окружающей среды (в частности, шотландское отделение Королевского общества защиты птиц) немедленно выступили с протестом. По их мнению, торчащие ветряки окажут гибельное воздействие на местную популяцию хищных птиц. Утверждалось, что из-за экологически чистой электростанции численность живущих на Гебридах беркутов и орланов-белохвостов может резко сократиться, сообщает BBC.

Однако на стороне инвестора выступили местные муниципальные власти, которые видели в ветряках не только свое дешевое электричество, но и спасение от тех самых орланов и беркутов, о которых заботятся "зеленые". В частности, хищников обвиняли в том, что те охотятся на овец, принадлежащих жителям Гебрид, и утверждали, что численность птиц надо "контролировать". Если перевести эту формулировку с политкорректного языка политиков, получится, что представители муниципалитетов ничуть не возражают, если орланов и беркутов станет как можно меньше, поскольку овцы важнее каких-то там диких животных, пусть даже и крайне редких. Борьба между экологами, местными жителями и энергетиками привела к компромиссному варианту: численность турбин решено было уменьшить до 53. Это, видимо, позволит и хищников сохранить, и ток островам дать.

Любопытно, что в Британии в число противников ветроэлектростанций входят и те, чей утонченный вкус леса турбин попросту оскорбляют. Как писала в прошлом году лондонская "Гардиан", они полагают, что подобные конструкции портят британский сельский пейзаж. В чем-то они, возможно, правы, поскольку ряды металлических столбов на фоне холмов и рощ могут выглядеть чужеродным явлением.

Наконец, свой скепсис в отношении ветряков высказывают иногда и сами энергетики. Основной претензией к ветроэнергетике является то, что погода в большинстве мест на нашей планете крайне неустойчива. И как только ветер ослабевает (а рано или поздно на смену любому урагану приходит штиль), турбины ветряков останавливаются. Так что для крупных энергосистем подобное "подспорье" -- это источник нестабильности. Даст сегодня ветроэлектростанция ток или лопасти остановятся, известно лишь синоптикам. А те, как известно, никогда не дают стопроцентных гарантий на свои прогнозы.

Владимир ДЗАГУТО