Время новостей
     N°117, 06 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.07.2006
Экономическое маркобесие
Производители спиртного окончательно запутались в документах
Полупустые полки винных прилавков заставляют россиян буквально «делать ставки» на дату, когда же былое изобилие вернется вновь. Производители, которым возвращены из розницы на перемаркировку бутылки со старыми акцизными марками, говорят, что при самом оптимистичном сценарии, если правительством будет разработан четкий механизм действий при перемаркировке, переклейка марок займет два месяца. Водочные заводы уверяют, что своевременно позаботились о новых марках и поставляют в магазины столько продукции, сколько нужно. А Федеральная таможенная служба уверяет, что ранее, чем закончится перемаркировка, прилавки заполнятся новым импортом. Марки на импортную продукцию ФТС готова выдавать в режиме non-stop.

Таможенники заявили, что располагают достаточным количеством акцизных марок, чтобы удовлетворить потребности всех импортеров для маркировки вновь ввозимой алкогольной продукции и перемаркировки ввезенной. Марки таможня готова выдавать по «потребностям», несмотря на то, что законодательство для удовлетворения этих заявок предоставляет им 60 дней. Однако вновь ввозимое спиртное -- это малая доля от того, что должно быть в продаже. И даже наличие марок не решает всех проблем, уверяют участники рынка. Большая часть бутылок находится сейчас на специализированных складах хранения, и как документально проводить перемаркировку, не знает никто.

Если вспомнить предысторию нынешней проблемы с вынужденным исчезновением алкоголя, то начало всему было положено решением о создании Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), чтобы контролировать "каждую каплю спиртного". Предполагалось, что с 1 июля 2006 года продавать можно будет лишь алкоголь с новыми марками, данные о которых занесены в ЕГАИС. Ввиду того что по закону марки выдаются только производителям, было решено обязать их перемаркировать все то, что не будет вовремя распродано оптовиками и розницей. Продавцы в свою очередь не хотели нести потери и не спешили распродавать старые бутылки по сниженным ценам, надеясь, что правительство передумает. На распродажу многие решились лишь за две недели до 1 июля. Но так как распродажу объявили все сразу, цены пришлось опустить так низко, что высвободившиеся деньги не позволяли закупить новый импорт в том же объеме.

Но чем ближе подходил «час икс», тем яснее становилось, что никакого внятного регулирования алкогольного рынка в переходный период перемаркировки государство не разработало. Постановление по перемаркировке импортной продукции вышло лишь 29 июня, а вступило в силу 4 июля. Фактически первые три дня июля спиртное со старыми марками находилось вне легального оборота. Постановления же по перемаркировке отечественного алкоголя нет вообще. Единственным документом, в котором была сделана попытка разъяснить, что делать с отечественным спиртным, стала некая инструкция Федеральной налоговой службы (ФНС), предписывающая поставщикам до 1 сентября забрать все, что осталось на оптовых складах со старыми марками, и отвезти обратно на предприятия для перемаркировки.

Произвести все эти манипуляции в строгом соответствии с законом невозможно, считают участники рынка. Если провести инвентаризацию, составить акт, получить представление налогового органа об устранении нарушения (наличие на бутылках старых марок автоматически считается нарушением закона) и с этими бумагами отправить экспедитора отвозить бутылки на завод, то непонятно, являются ли такие документы основанием для того, чтобы милиционер, который задержит продукцию, не наложил на нее арест как на находящуюся в незаконном обороте.

Тайна за семью печатями даже то, на каком основании товар должен возвращаться на предприятия, если он уже продан. Если это оформлять как возврат товара, требуется зачет акцизов, что невозможно сделать, поскольку прошлогодняя схема расщепленного акциза, когда 80% суммы акциза платил региональный акцизный склад, уже не действует.

Не всегда к тому же производитель согласен взять продукцию обратно и перемаркировать. Как признаются участники рынка, уже есть примеры, когда оптовикам заявляют, что проблемы со старыми бутылками они должны решать сами.

«Если бы весь механизм перемаркировки был обкатан, то на доставку продукции из самого отдаленного уголка России в Москву, наклейку новой марки и доставку обратно двух месяцев хватило бы с лихвой», -- уверен пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Пока никаких разъяснений нет, приходится работать на свой страх и риск, говорит он. Удивляет его и то, что для импортной продукции созданы сейчас лучшие условия, ведь на перемаркировку импорта дается срок до конца декабря, а на перемаркировку отечественной -- всего два месяца без четкого законодательного регулирования. Правда, в магазинах сегодня все же проще купить именно отечественную продукцию, в том числе и водку, так как марки давались в марте и водочные заводы своевременно обеспечили выпуск новой продукции. С импортом же на прилавках гораздо хуже, хотя документально перемаркировка импорта регулируется более внятно, несмотря на то, что постановление запоздало.

До конца года с перемаркировкой можно вполне управиться, считает директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Вадим Дробиз. Многие еще до 30 июня заключили договор «ответственного хранения», позволяющий не везти продукцию обратно на склад импортера, поясняет он. Теоретически представитель импортера должен выехать в регион, провести опись товара, в Москве получить марки, привезти их обратно и под контролем таможенных органов перемаркировать бутылки. «Есть ощущение, что власть проявит лояльность и не заставит в реальности импортера выезжать на склад проводить инвентаризацию и все процедуры будут на самом деле проводиться на бумаге, -- полагает г-н Дробиз, -- ведь до 4 июля, пока старая продукция было в положении нелегальной, никаких эксцессов не произошло». Если бы постановление правительства, регламентирующее перемаркировку, вышло своевременно, то есть хотя бы на три месяца раньше, на рынке не возникло бы паники и хаоса, говорит он.

Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Алкогольный кризис в России