Время новостей
     N°133, 28 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.07.2006
Особый путь России
По планам МЭРТ вся страна станет зоной
Созданные в конце прошлого года шесть особых экономических зон -- только начало. И дело даже не в том, что вскоре к ним должны добавиться два новых типа -- туристско-рекреационные и портовые. Со временем, полагает министр экономического развития Герман Греф, вся Россия должна превратиться в одну большую особую зону. После 2008 года, сказал он, «будут подведены итоги, и очень хотелось бы, чтобы эти инструменты перестали быть уникальными».

Вчера на правительстве г-н Греф отчитывался о ходе работ по созданию ОЭЗ. Как известно, сейчас в России существуют шесть зон -- две промышленно-производственные (производство высокой переработки) в Липецке и Елабуге и четыре технико-внедренческие (наукограды) в Зеленограде, Томске, Дубне и Санкт-Петербурге. Впрочем, пока ни одна из них не работает. Только вчера президент подписал распоряжение о внесении поправок в бюджет 2006 года, выделяющих 8 млрд руб. на развитие инфраструктуры ОЭЗ. Г-н Греф честно признал, что практически во всех зонах существуют серьезные проблемы с инфраструктурой -- от разбитых дорог до отсутствия электроэнергии.

Тем не менее инвесторы, по словам министра, весьма заинтересованы в этом формате. В Липецкой ОЭЗ уже заключено соглашение с итальянским заводом -- производителем теплообменников на сумму 360 млн руб. В Томске нефтехимическая компания СИБУР намерена реализовать два проекта на сумму 700 млн рублей.

Кроме того, принято решение, что режим промышленной сборки автомобилей может быть использован и внутри ОЭЗ, но только при условии, что уровень локализации (количество компонентов, закупаемых в России) превысит 50%. «Это будет не отверточная сборка, а практически российский автомобиль», -- пояснил г-н Греф причины такого неожиданного решения. До этого правительство упорно отрицало возможность организации автопроизводств на территории ОЭЗ. Концерн "Фольксваген" сейчас, наверно, кусает локти. Он очень долго вел переговоры о получении статуса резидента в какой-либо зоне, но ему было отказано на том основании, что режим промышленной сборки и так является льготным. Весной 2006 года концерн подписал соглашение о строительстве завода в Калужской области, но если бы он потянул еще пару месяцев, смог бы войти в зону. Компания «Северсталь-авто» получила свидетельство о регистрации в качестве резидента зоны в Елабуге прямо на заседании правительства. Компания, кстати первый резидент в этой зоне, планирует собирать микроавтобусы Fiat.

Одна из зон -- либо в Томске либо в Елабуге -- станет международной. По словам Германа Грефа, до 15 августа будет принято решение, какую из них выберет Сингапур. Это должно стать прецедентом, так как до сих пор резидентами зон становились только частные компании. Аналогичные переговоры ведутся с Китаем и Финляндией, добавил министр.

В скором времени появятся зоны еще двух типов. Создание туристско-рекреационных зон уже одобрено Госдумой. И если премьер в ближайшие дни подпишет распоряжение, уже на следующей будет объявлен конкурс. По словам г-на Грефа, заинтересованность участвовать в конкурсе выразили порядка 40 российских регионов, но лидерами являются четыре -- Черноморское побережье, озеро Байкал, Алтай и Кавказские Минеральные Воды. На разработку проектно-сметной документации для рекреационных зон в бюджете 2007 года запланирован 1,1 млрд рублей.

Кроме того, по словам министра, необходимо срочно провести зонирование территорий, так как на самых «золотых участках» активно идет частное строительство. В сентябре, пообещал г-н Греф, будет проведено масштабное совещание с главами муниципальных образований, на которое пригласят лучших мировых специалистов по проектированию развития территорий.

Гораздо хуже обстоит дело с портовыми зонами. По словам Германа Грефа, создание зон этого типа совершенно необходимо, так как «то, что у нас есть, даже называть портами нельзя». Однако Министерство финансов пока не согласовало соответствующий документ, прислав список разногласий на трех страницах. Герман Греф пообещал в двухнедельный срок все замечания отработать, с тем, чтобы осенью внести его в правительство. В качестве наиболее вероятных претендентов на создание портовых ОЭЗ Греф назвал порт Восточный и порт Санкт-Петербурга.

Вера СИТНИНА