Время новостей
     N°148, 18 августа 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.08.2006
Английские пациенты
Генпрокуратура России решила достать все иностранные активы ЮКОСа
Не успел отгреметь приговор по «кровавым делам» обанкроченного ЮКОСа, как Генпрокуратура отрапортовала о новом витке громких уголовных дел в отношении опальной нефтяной компании. На сей раз в хищении, растрате и присвоении свыше 10 млрд долл. подозреваются подданные Великобритании -- экс-глава нефтяной компани Стивен Тиди, бывший финансовый директор Брюс Мизамор, бывший специальный советник по управлению компанией Дэвид Годфри и экс-директор Group MENATEP Ltd. Тим Осборн. Предполагается, что обвинение всем четверым англичанам будет предъявлено заочно, поскольку все они находятся за границей.

Это уголовное дело было возбуждено Генпрокуратурой вчера утром -- после того, как ее эксперты всю ночь изучали изъятые накануне из офиса председателя совета директоров ЮКОСа Виктора Геращенко жесткие диски. И перед тем, как суд Амстердама вынес решение о распределении денег от продажи контрольного пакета акций литовского НПЗ Mazeikiu Nafta между всего двумя кредиторами банкрота -- "Роснефтью" и компанией Moravel Investmens, "дочкой" Group MENATEP. Внешне ситуация напоминает ответ кремлевских силовиков на поражение в голландском суде -- ведь, как считается, их задачей помимо прочего было не допустить, чтобы акционеры ЮКОСа вообще ничего не получили от распродажи имущества нефтяной компании.

«Первой ласточкой», возвестившей о начале нового скандала в уже доживающей свои последние дни нефтяной компании ЮКОС, стало объявление Генпрокуратурой 8 июля о возбуждении уголовного дела в отношении люксембургской Yukos Capital -- одного из крупных кредиторов корпорации, правда, не признанных российским судом. По версии российских следователей, еще до начала масштабного расследования в отношении опальной компании в 2004 году Yukos Capital выдала ЮКОСу и его дочерним компаниям -- «Юганскнефтегаз», «Самаранефтегаз», «Томскнефть», «ЮКОС Восток Трейд», «Энерготрейд» -- под видом кредитов на сумму свыше 4,5 млрд долл. деньги самой нефтяной компании. При этом деньги проходили по нескольку раз через аффилированные с ЮКОСом подставные компании, в том числе и расположенные за границей.

Расследуя обстоятельства этой финансовой махинации, сыщики одновременно провели ряд обысков в офисах этих дочерних компаний, допросили их сотрудников. Были обнаружены и изъяты документы об участии Yukos Capital в процедуре банкротства и связанных с нею судебных процессах (компания пыталась добиться судебного признания права быть кредитором ЮКОСа), а в банках -- документы, касающиеся всех расчетных счетов компании. Как рассказал «Времени новостей» источник, близкий к следствию, эксперты уже изучили все изъятые банковские документы, касающиеся Yukos Capital. «К деньгам, которые крутила компания, каким-то образом причастны также и другие сотрудники нефтяной компании, как действующие, так и бывшие», -- утверждает он.

Среди таких «действующих» оказался и председатель совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко, к которому сотрудники Генпрокуратуры и ФСБ наведались 16 августа. Осмотрев все помещения офиса, в том числе и кабинет г-на Геращенко, сыщики изъяли ценные, на их взгляд, улики -- жесткие компьютерные диски, договоры, бухгалтерские документы. «Кабинет Геращенко обшмонали потому, что он слишком много критикует действия власти в отношении банкротства компании», -- откровенно заявил "Времени новостей" источник в Генпрокуратуре.

По данным источника, исследование изъятых жестких дисков подтвердило предположения следствия. «Эксперты всю ночь карпели над доказательствами и обнаружили нужные следствию документы», -- поделился источник.

Эти документы, по его словам, легли в основу еще одного дела -- против гг. Тиди, Мизамора, Годфри и Осборна. Следствие полагает, что они, «используя свое служебное положение, вступили в сговор с целью присвоения зарубежных активов ОАО «НК «ЮКОС». По версии Генпрокуратуры, в 2005 году подозреваемые создали в Нидерландах специальный фонд и безвозмездно передали ему часть акций зарубежных компаний, которыми владела одна из дочерних компаний ЮКОСа в Голландии. Используя аналогичную схему, бывшие руководители ЮКОСа присвоили акции еще более 20 дочерних компаний, которые были безвозмездно переданы в одну из зарубежных фирм, возглавляемую г-ном Годфри. «В распоряжении указанных лиц незаконно оказались активы на сумму более 10 млрд долл. в виде денежных средств, еврооблигаций, облигаций предприятий, акций промышленных предприятий, портфельных вложений в различные зарубежные фонды и денежные средства, находящиеся в доверительном управлении в трастах и зарубежных банках», -- сказали в Генпрокуратуре.

Кроме того, по данным следствия, у подозреваемых был умысел на «сокрытие незаконного происхождения похищенного имущества», вследствие чего часть этих акций была реализована другим зарубежным компаниям. «Таким образом, гг. Тиди, Мизамор, Годфри и Осборн, используя свое служебное положение, похитили и легализовали вверенное им чужое имущество, чем причинили особо крупный ущерб собственнику, расположенному на территории России, -- ОАО «НК «ЮКОС»», -- отметили в Генпрокуратуре.

Источник "Времени новостей" в прокуратуре пояснил, что все подозреваемые сразу после увольнения из ЮКОСа выехали за границу, поэтому в ближайшее время им, возможно, будут предъявлены заочные обвинения, и Генпрокуратура будет решать вопрос об их выдаче России. Представитель ЮКОСа в Лондоне вчера не знал, получили ли они какие-либо официальные уведомления о возбуждении этого уголовного дела.

В то же время конкурсный управляющий ЮКОСом Эдуард Ребгун заявил "Времени новостей", что он не может говорить о том, нанесли гг. Тиди, Мизамор, Годфри и Осборн какой-либо ущерб финансовому положению компании: "Я против них ничего не возбуждал, мне об этом рассказали журналисты, поэтому понятия не имею и не могу комментировать. Я не знаю, в чем они виноваты, в чем их обвиняют. Я не возбуждал дело и не давал никаких показаний... Я в этом не участвую, у меня нет информации и я ничего не могу сказать".

Тем не менее, три месяца назад для г-на Ребгуна произошло принеприятное событие. Стало известно, что компания Yukos International, зарегистрированная британских Виргинских островах и аффилированная с Group MENATEP, заключила договор по продаже 53,7% пакета акций Mazeikiu nafta польской PKN Orlen за 1,492 млрд долл. Хотя на этот завод претендовали и "Роснефть", и ЛУКОЙЛ, и ТНК-ВР, и даже казахская "Казмунайгаз". Кроме того, поставками нефти на литовский НПЗ стал заниматься один из трейдеров "Роснефти". После объявлении о сделке одни эксперты полагали, что она заключена в интересах "Роснефти", а другие, напротив, говорили, что это -- провал кремлевских силовиков. Так или иначе, но российская "Транснефть" сделала все, чтобы завод Mazeikiu nafta не чувствовал себя комфортно -- из-за аварии на нефтепроводе "Дружба" в Брянской области поставки сырья в Литву по трубопроводу были "временно приостановлены". А в начале этой недели топ-менеджмент PKN Orlen сообщил, что в заключенном им договоре по покупке литовского актива есть пункт о том, что если стоимость Mazeikiu nafta резко упадет, польская компания вправе отказаться от покупки. Дело в том, что сделка не была завершена -- голландский суд в мае определил, что именно он решит, кому достанутся деньги от продажи. Решение затянулось до вчерашнего дня.

В итоге судья постановил распределить деньги лишь между двумя кредиторами, а не между всеми, на чем настаивали адвокаты г-на Ребгуна. Кстати, долг ЮКОСа перед Moravel в размере 700 млн долл. подтвержден и российским судом. Ведь если бы средства достались всем кредиторам ЮКОСа, среди которых долг перед ФНС в размере около 13 млрд долл., то на долю Moravel пришлась бы относительно небольшая их часть.

Г-н Ребгун вчера заявил "Времени новостей", что еще не получил решения суда, как только это произойдет, он попросит своих адвокатов дать оценку решению и составить тактику дальнейших действий.

Еще одним зарубежным активом ЮКОСа, который едва не продали его зарубежные "дочки", являются 49% акций в словацкой компании Transpetrol, владеющей участком нефтепровода "Дружба", проходящим через территорию республики. В феврале ЮКОС почти заключил сделку с Русснефтью ценой 103 млн долл., но правительство Словакии (другой крупнейший акционер Transpetrol) ее заблокировало. Позже оно само захотело выкупить долю ЮКОСа и получить полный контроль над этим активом. Но в конце июля -- незадолго до объявления ЮКОСа банкротом -- «Газпром» сообщил, что почти договорился купить акции словацкой компании за 105 млн долл., но топ-менеджмент ЮКОСа отказался от продажи. Судя по всему, этот актив, в отличие от Mazeikiu nafta, г-н Ребгун сможет продать в политически правильные руки.

Екатерина КАРАЧЕВА, Иван ГОРДЕЕВ
//  читайте тему  //  Дело ЮКОСа