Время новостей
     N°203, 03 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.11.2006
Сухой остаток
Вступают в силу новые европейские правила перевозки жидкостей в самолетах
Возвращения к былой воздушной вольнице, позволявшей российским авиапассажирам отмечать взлет, набор высоты и выход лайнера на крейсерский режим стаканчиком захваченного с собой или купленного в магазинах такс-фри горячительного напитка, уже не будет. Во всяком случае при возвращении самолетом из стран Евросоюза пассажирам эконом-класса теперь придется довольствоваться в лучшем случае лишь слабоалкогольными напитками, подающимися на борту. Вступающие в силу 6 ноября новые европейские правила перевозки ручной клади во многом сохраняют введенный минувшим летом жесткий запрет на пронос на борт жидкостей, в числе которых главной для многих россиян остается спиртное. Авиаперевозчики, работающие на линиях, связывающих российские города с аэропортами Евросоюза, такие, например, как British Airways, Lufthansa, KLM, Air France, как и, естественно, все отечественные авиакомпании, уже предупредили пассажиров о необходимости учитывать новые требования безопасности полетов.

Отныне все напитки и жидкости вплоть до обычной минералки, которые пассажир собирается взять с собой в полет, должны предъявляться службам наземного контроля и экипажу. Декларированию подлежат также туалетные принадлежности и косметика, включая различные гели и аэрозольные баллончики. Вводятся и количественные ограничения: емкости, в которых находятся жидкости, по объему не должны превышать 100 мл, причем все они должны быть упакованы в небольшой и прозрачный пластиковый пакет. Пронести с собой более одного пакета пассажиру просто не позволят. Дабы не подрывать бизнес многочисленных беспошлинных магазинов в аэропортах, пассажирам позволят по-прежнему покупать там алкоголь и парфюмерию, но все приобретенные в зоне такс-фри товары должны быть запакованы и опечатаны, и вскрывать их во время полета категорически запрещено. Не коснутся все эти ограничения только детского питания и лекарств, но в последнем случае нужно будет еще и доказать, что препарат непременно понадобится в полете.

Ужесточение правил перевозки ручной клади в аэропортах государств Евросоюза, конечно, никак не связано с всплеском пьянства на высоте в несколько тысяч метров, хотя скандалы и с россиянами, не рассчитавшими своих сил, да и с самими европейцами случаются в воздухе регулярно и частенько заканчиваются после приземления в полицейских участках. Ограничения на пронос на борт лайнеров жидкостей стали эхом паники, разразившейся в минувшем августе в Великобритании, где из-за угрозы терактов были даже на время закрыты крупнейшие аэропорты, включая лондонский Хитроу. Продолжавшийся несколько дней транспортный кризис был спровоцирован операцией британских спецслужб, предотвративший, по их собственному утверждению, несколько попыток взрыва пассажирских самолетов. Как тогда утверждал глава антитеррористического отдела Скотланд-Ярда Питер Кларк, террористы намеревались провести в ручной клади некий набор жидких химикатов, не вызывающих подозрения по отдельности, но способных в руках подготовленного злоумышленника стать компонентами взрывного устройства.

Тотальный запрет на пронос даже крошечных флакончиков с лекарствами от насморка или баночек с таблетками был установлен сразу после повышения уровня террористической угрозы. Понятно, что столь жесткие ограничения не могли существовать долго, и все ждали последнего слова от экспертов по авиационной безопасности. На состоявшемся в сентябре в Брюсселе совещании было решено немного ослабить прессинг на пассажиров, улетающих из Европы. Но, как показывают новые правила, в которых счет жидкостей идет на миллилитры, послабления эти минимальны и касаются прежде всего возможности брать с собой в дорогу туалетные принадлежности. При этом «сухой закон», похоже, вскоре станет нормой пассажирских авиаперевозок.

Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ