Время новостей
     N°229, 12 декабря 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.12.2006
Фотомодель миграции
Правительство пытается найти баланс между борьбой с нелегалами и разжиганием ксенофобии
Власти России продолжают борьбу с нелегальной миграцией. Но по-прежнему ничего определенного про предмет этой борьбы не знают, в чем вынужденно сами и признаются. Вчера премьер Михаил Фрадков на совещании по взаимодействию центра и регионов в очередной раз пытался разобраться, как легализацию трудовой миграции, так необходимой для развивающейся экономики нашей страны, из доброго дела не превратить во вредное. Например, в экстремизм и ксенофобию, борьбе с которой было посвящено проходившее практически в то же самое время традиционное совещание у президента с ключевыми членами правительства.

Пока государство ничего объективного, прозрачного и некоррупционного в сфере получения гражданства, вида на жительство, легализации трудовой миграции изобрести не может. Даже оценить масштабы бедствия не получается. Г-н Фрадков не скрывал разочарования: «Никто не может сегодня сказать, сколько иностранных граждан и лиц без гражданства находится в России. Причем подавляющее число из них нелегально». Ему вторил глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский: «У нас 5380 рынков, но сколько там работает иностранцев, не скажет никто». «Наука нам не очень помогла в расчетах», -- добавил он. Милиция справилась с задачей со свойственной ей прямотой: взяла количество легальных мигрантов и умножила на определенный (кто его определял?!) коэффициент. По словам заместителя министра внутренних дел Александра Чекалина, в России нынче 10,2 млн мигрантов с неурегулированным статусом.

Попытку дать ответ на вопрос, что делать, чтобы нелегальная миграция была впрок России, предпринял в своем докладе заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. Заявив, что высококвалифицированные мигранты нам куда полезнее неквалифицированных, он предложил при легализации мигрантов использовать балльную систему. Такая, к примеру, применяется в Канаде. А в Германии, по его словам, переселенцам из Центральной и Восточной Европы, таким, как топ-менеджеры, учителя, тренеры, фотомодели, вид на жительство дают через полгода. На что тут же услышал от губернаторов недвусмысленное замечание: «У нас что, проблемы с фотомоделями?!»

Чтобы определить критерии отбора, МЭРТ потребуется время. Но, на взгляд чиновников, некоторые пункты ясны уже сейчас. Так, среди приоритетов должны быть возраст -- не старше 50 лет, знание русского языка и специализация широкого профиля. Для тех, у кого «балльность» будет высокой, г-н Шаронов не считает необходимым введение квот. По его мнению, квотирование должно распространяться только на неквалифицированных и малообразованных мигрантов. Кроме того, чиновник полагает, что личные характеристики мигрантов ничуть не менее важны для России, чем их профессиональные качества. Кто и каким образом будет учитывать характер мигрантов, г-н Шаронов не сказал. Единственное, чего он потребовал со всей определенностью, так это перейти от «полицейской, жесткой миграционной политики к гибкой» -- либеральной. «Нам надо искать людей не на злобу дня. Каких-нибудь трех строителей, -- заключил заместитель министра. -- А в целом повышать ай-кью нации».

По словам премьера Фрадкова, мы до сих пор не придумали, кем заменить нелегальных мигрантов в тех сферах, где закон уже предписывает их замену (именно в розничной торговле лекарствами и алкоголем и на рынках). Причем предписывает с нового года. Губернаторы, участвовавшие в работе совещания, отнеслись к опасениям премьера благодушно. Они страстно заверили его, что ситуация на рынках им понятна и они с ней справятся. Г-н Фрадков не поверил: «Хорошо, что вы так спокойны. Но ситуация все-таки довольно серьезная, если учитывать возможные социальные последствия». «И хотя мы не сбрасываем с себя ответственность. Однако основная тяжесть за исполнение принятых решений ложится на вас», -- предостерег он лидеров регионов.

Губернаторскому олимпийскому спокойствию подивился и министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. Он сообщил, что заявки на трудовых мигрантов из регионов приходят «некачественные». Ульяновской области, как выяснилось, вообще никто не нужен. Саратовская просит 600 человек, Кировская область -- 400 В общем, все сделано на глазок, а нужен четкий баланс трудовых ресурсов по субъектам. А откуда взяться балансу, если даже количество нелегальных мигрантов правительству неизвестно...

Вера КУЗНЕЦОВА