Время новостей
     N°5, 16 января 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.01.2007
Принцип талиона
В Ираке, где идет гражданская война, казнен диктатор. А вчера казнили и его соратников. Тем не менее казнь экс-президента Саддама Хусейна 30 декабря войдет в историю не как акт торжества справедливости, а как очередной пример человеческого варварства. Ведь даже тираны, осужденные на смерть, имеют право на уважительное отношение палачей к последним минутам своей жизни.

«Очень многие смотрят в лицо смерти спокойно и твердо -- кто из фанатизма, кто из тщеславия. Но ни фанатизм, ни тщеславие не выдержат кандалов или цепей, ударов палкой, ярма, тюремной решетки», -- написал в 1767 году в своем трактате «О преступлениях и наказаниях» итальянский юрист и реформатор уголовного права Чезаре Беккариа.

Можно предположить, что если бы Саддаму был предоставлен выбор между пожизненным заключением и казнью, то он выбрал бы второе. Хусейн боялся не смерти, а забвения. Пожизненное заключение со временем сделало бы с ним то, чего он боялся на самом деле: со временем Саддам был бы забыт. Казнь превратила его в символ.

Комментируя распространенную в Интернете видеозапись казни, президент Египта Хосни Мубарак заявил: «Сцена казни Хусейна сделала из него мученика». Этого-то добивался бывший диктатор. Таким он войдет в историю: человеком с петлей на шее, легкой улыбкой отвечающим на оскорбления палачей за секунды до смерти, а не тираном.

Несанкционированная видеозапись казни Саддама стала поводом для расследования. Но эти кадры, сделанные при помощи мобильного телефона, лучше всего показывают, что смертная казнь как мера наказания представляет собой не восстановление справедливости, а естественный человеческий порыв отомстить. Только вот понятия «месть» и «справедливое наказание» -- отнюдь не синонимы. Поэтому видеозапись казни Саддама произвела такой эффект в мире. Потрясенный этим эффектом, посол Италии в ООН Марчелло Спатафора представил на рассмотрение Совета Безопасности предложение о введении всеобщего моратория на смертную казнь.

Упорство, с которым новое иракское правительство отправляет на тот свет бывших руководителей этой страны, говорит о том, что их казнь для нынешней элиты Ирака -- в первую очередь политический шаг, а не акт справедливого наказания преступников.

Так называемый «принцип талиона» -- принцип возмездия, равного по силе преступлению, -- был выражен еще в кодексе вавилонского царя Хаммурапи, а также в древнееврейском праве. В массовом сознании этот принцип бытует в виде расхожей цитаты из Ветхого Завета: «Око за око».

Многие великие философы высказывали диаметрально противоположные доводы за и против смертной казни. Немецкий философ Иммануил Кант, например, считал казнь не просто справедливым, но в ряде случаев и наилучшим наказанием, особенно в применении к убийцам и лицам, виновным в преступлениях против государства. Француз Вольтер выступал за отказ от смертной казни, «кроме одного случая, когда нет иного способа спасти жизнь большого числа людей, когда убивают и бешеную собаку».

По данным правозащитной организации «Международная амнистия», в 2005 году в 22 странах мира казнили не менее 2148 заключенных и еще 5186 человек приговорили к высшей мере наказания в 53 странах. Эти данные отражают лишь известные правозащитникам случаи. В действительности число казненных гораздо выше.

С начала 1990-х годов более 40 государств мира полностью отменили смертную казнь. Около 75 стран предусматривают в законодательстве эту меру наказания, однако редко применяют ее. Приблизительно 90% всех казней в мире приходится на четыре государства -- Китай, Саудовскую Аравию, Иран и США. Интересно отметить, что США вместе с Японией -- единственные развитые индустриальные державы, где сохранилась эта мера наказания.

Современные защитники смертной казни апеллируют к ней как к сдерживающему фактору: будущий убийца, зная, что за убийство человека он сам может быть лишен жизни, подумает дважды, прежде чем совершать это преступление. Но, по статистике, в странах Евросоюза, где смертная казнь запрещена, убийства совершаются реже, чем в США. А в тех американских штатах, где отсутствует смертная казнь, уровень преступности ниже, чем в Техасе, где казнь используют чаще, чем где бы то ни было в Америке.

Последствия казни невозможно исправить, в то время как судебные ошибки происходят постоянно. Каждая страна, использующая смертную казнь в качестве высшей меры наказания, рано или поздно убивает невинного человека. В 2000 году губернатор штата Иллинойс Джордж Райан ввел мораторий на казнь после того, как выяснилось, что 17 из 160 человек, приговоренных к смертной казни, были осуждены незаслуженно. О каком справедливом наказании можно говорить, если бы эти люди были казнены? А между тем пожизненное заключение в качестве высшей меры оставляет шанс исправить любые судебные ошибки.

«Принцип талиона», провозглашающий насилие единственным методом борьбы с насилием, сам по себе является причиной жестокости в обществе. Смертная казнь -- варварское наказание. Применяя его, мы только показываем, что ничем не отличаемся от далеких предков: мы не стали умнее, культурнее, цивилизованнее. Мы так и не поняли, что из всего того, что можно отнять у человека, ему нельзя вернуть только жизнь. Жизнь, однажды отобранная, невосстановима. Даже Бог не наказал Каина смертью. Какое же тогда право имеем на это мы?

Дмитрий ДУБОВ
//  читайте тему  //  Судьба Саддама