Время новостей
     N°37, 02 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.03.2007
«Тайга» и «Оскар» -- далеки они друг от друга
Завершился фестиваль дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске
Как на Московском международном кинофестивале, в Ханты-Мансийске интерес публики сосредоточен скорее на специальных событиях, чем на конкурсе. Но в отличие от Москвы здесь этого не стесняются: конкурс проходит в малом зале (правда, зачастую переполненном), гала-премьеры и презентации -- в большом.

Центральным событием фестиваля в этом году стала презентация будущей «Ассы 2» Сергея Соловьева (это он пять лет назад придумал фестиваль «Дух огня») с демонстрацией тридцати минут отснятого и смонтированного материала.

Завязка сюжета -- приезд в колонию, где за убийство Крымова сидит Алика (Татьяна Друбич), некоего кинорежиссера (Сергей Маковецкий), прототип которого -- Сергей Соловьев. Режиссер ищет «сиделиц» с интересной судьбой и договаривается с тюремным начальством, чтобы оно отпускало героиню Друбич сниматься в кино, засчитывая ей роли за исправительные работы.

Это все нам предстоит узнать из черно-белых ретрофрагментов, встречаемся же мы с персонажами новой «Ассы», когда вовсю идут съемки «Анны Карениной». Реальные куски из «Анны» с Друбич в главной роли (работу над этим фильмом заканчивает сейчас Соловьев) в «Ассе 2» переплетаются с эпизодами, где задействованы: дочь Алики и Бананана (в этой роли снялась двадцатилетняя дочь Друбич и Соловьева, написавшая музыку к «Анне Карениной» Аня Соловьева), Юрий Башмет (играет альтиста по фамилии Белый), Шнур (играет сам себя), актриса Катя Волкова (играет исполнительницу хулиганских песен, которые сама Катя и пишет) и жена Крымова, пребывающая в клинике для умалишенных (Наталья Каляканова). Всех связывают друг с другом очень непростые отношения. В пересказе это выглядит сущей абракадаброй, но на экране смотрится живо, самобытно и стилистически ново, что с сиквелами случается крайне редко.

Планировалось, что вечер в честь 20-летия «Ассы 1» и презентации «Ассы 2» завершит выступление Сергея Шнурова. Но концерт не состоялся -- по слухам, руководители края сочли нежелательным появление на ханты-мансийской земле не любезного сердцу московского мэра артиста. Вместо Шнура и его группы пела Катя Волкова, имела серьезный успех, но, вслушиваясь в тексты ее песен, местные власти должны были сильно пожалеть о своем решении: на фоне Волковой Шнур -- сама благопристойность.

Так или иначе, воскресный вечер «Ассы 2» стал хитом фестиваля, но немногие знали о том, что буквально за пару минут до начала презентации рядом, в малом зале, завершилась демонстрация фильма, который уже на следующий день станет всемирно известным. В конкурсе «Духа огня» участвовала немецкая картина «Жизнь других» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, в минувший понедельник получившая «Оскара» как лучший иностранный фильм.

Убежденный штазивец, посланный следить за лояльным, но слишком модным драматургом и его любовницей -- знаменитой актрисой, постепенно попадает под обаяние их таланта и спасает драматурга от больших неприятностей, но не может спасти от самоубийства актрису, попавшую в сети восточногерманского КГБ. Очевидно затянутая, зато с немецкой тщательностью прописанная история поначалу кажется политической лентой о бесчеловечности тоталитарной системы. Но постепенно политика в ней отступает под напором захватывающей, как триллер, истории любви и жертвенности.

Главной интригой фестиваля стало то, сочтет ли жюри под председательством Лео Каракса оскароносную картину достойной награды «Золотая тайга» и 15 тыс. долл. или не сочтет. Не сочло. Лауреатом главного приза стала представлявшая Россию картина -- исповедь наркомана «Ласточки прилетели» режиссера Аслана Галазова, а «Серебряная тайга» досталась «Снам о рыбе» эмигрировавшего в США молодого русского режиссера Кирилла Михановского. Фильм снят на португальском, рассказывает о жизни бразильских рыбаков и по посылу близок «Свободному плаванью» Бориса Хлебникова. Правда, у Михановского заняты в основном непрофессиональные актеры.

«Сны о рыбе» -- фильм c богатой фестивальной историей: он был показан в Канне, затем -- на ММКФ, и приз в Ханты-Мансийске вполне логичен. Здесь внимательно относятся к поиску новых имен, исходя из чисто практических целей: компания «Югра» -- она из самых значительных региональных телекомпаний в стране, -- всерьез занялась кинопроизводством. На фестивале было презентовано несколько крупных проектов, которые должны появиться в ближайшее время, и «Асса 2» из их числа. (Интервью с председателем совета директоров «Югры», членом команды организаторов фестиваля «Дух огня» Олегом Урушевым -- в одном из ближайших номеров «ВН».)

Особый интерес на фестивале вызывала программа российских дебютов, в которой рядом с раскрученными картинами («Жара», «Связь», «Питер FM», «977», «Франц и Полина», «Дикари») были неизвестные названия и авторы. Увы, оказалось: не засвеченные работы молодых потому и не засвечены, что являются просто-напросто неликвидами. С большими оговорками исключением можно назвать «Тупого жирного зайца» молодого режиссера Славы Росса, пару лет назад привлекшего к себе внимание короткометражкой «Мясо». К съемкам фильма о провинциальном артисте, мечтающем сыграть Гамлета, а играющем зайцев, Росс сумел привлечь даже самого Михалкова (он появляется в эпизодической роли самого себя). Но картину это, к сожалению, не спасло: она воспринимается как некрепкая цепь эпизодов, иногда удачных, но чаще нет.

В конкурсе зрительских симпатий программы российских дебютов победила «Жара» Резо Гигинеишвили, показавшая наилучшие прокатные результаты последнего времени (16, 6 млн долл.). Но поскольку программа собирала в основном молодых зрителей, то есть ту самую среднестатистическую киноаудиторию от 13 до 25, на которую пытаются работать коммерчески ориентированные продюсеры, ничего удивительного в этом нет. И фестиваль лишь подтвердил, что расчет Александра Роднянского и Федора Бондарчука оказался верен. А то, что сами они называют «Жару» не столько фильмом, сколько «спецпроектом», на зрительский успех никак не влияет.

Лариса ЮСИПОВА
//  читайте тему  //  Кино