|
|
N°88, 24 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Граблями грабь награбленное
Галерея «Проун» открылась эпосом школы Малевича
Устали ждать, но дождались! Закрытие несколько лет назад Московского центра искусств на Неглинной повергло многих знатоков и любителей искусства в уныние. Программы, которые придумывала и реализовывала в центре его куратор, художественный руководитель Марина Лошак, способны были дать фору большинству тогдашних выставок крупных государственных музеев. Марина собирала историю русского искусства, запечатленную в ее самых причудливых, апокрифических главах. Не боялась дерзких сближений. Открывала новые имена. Любила авантюрные, как оплеуха респектабельному ученому миру, сюжеты (например, о тайне карточных мастей в творчестве Ольги Розановой). Благодаря авторитету и репутации активно вводила сокровища частных коллекций в летопись художественной жизни разных времен. Кроме того, в МЦИ делались проекты, реабилитирующие скучный в стереотипах нашего сознания мир народного творчества. (Помню чувство восторга от выставки игрушек и свистулек, вывезенных из каких-то этнографических экспедиций -- вот где собака авангардного формообразования порылась!)
Однако центр закрыли. Марина пыталась сотрудничать с модным и уважаемым сегодня галеристом Гари Татинцяном. Получилось несколько интересных проектов. Но коса русского супрематизма нашла на камень модных раскрученных брендов современного искусства Америки. И альянс оказался недолог.
Сегодня сельскохозяйственный инвентарь отечественного авангарда, а также другие раритетные, помогающие возделыванию угодий российского искусства артефакты получили новое место для прилюдного обозрения -- галерею «Проун» в раскрученном культурном центре «Винзавод» у Курского вокзала. Название «Проун» отсылает к любимому Мариной периоду: таким именем величал свои абстрактные композиции начала 20-х годов патриарх авангарда Лазарь Лисицкий (между прочим, расшифровывается название оптимистично: «Проекты утверждения нового»).
Открывшаяся только что первая выставка галереи порадовала вдвойне. С одной стороны, вызвала прилив теплых ностальгических чувств по лучшим программам МЦИ. С другой, своим качеством задала очень высокую планку на будущее. Эта выставка под названием «Крестьяне. Постсупрематический эпос», собственно, и явилась демонстрацией сельхозинвентаря для возделывания авангардных артполей. Косы, грабли, серпы, пилы в руках крестьян, работающих на сеченых супрематической розгой бескрайних полях... Казимир Малевич и его последователи Николай Суетин, Эдуард Криммер, Константин Рождественский представлены хранящимися в частных собраниях графическими листами на тему так называемого «крестьянского цикла». Название происходит от серии картин Малевича на тему трудов и дней работников полей. Серия была разделена во времени: первая часть датируется 1909--1913 годами, вторая -- концом 20-х -- началом 30-х. Вслед за автором статьи каталога выставки Владимиром Поляковым примем версию сознательной мистификации Малевичем датировок своих работ: поздние он подписывал как ранние, созданные в начале 10-х. Поляков аргументирует это возникшим в поздний период творчества желанием дополнить легенду происхождения беспредметничества (супрематизма) более тонким и наглядным препарированием конкретных «начальных элементов», «первообразований» мира. Действительно в экспериментальных листах самого Малевича и его адептов во всех восторгающих глаз множественных подробностях запечатлен процесс постепенного укрощения велеречивости мира до протоформул, элементарных иконических структур. Особенно хороши снопы сена. Храня обаяние индивидуальной начертательной манеры, все вместе шифруются в некий иероглифический гипертекст супрематизма. В компании единомышленников куда интереснее смотрятся эксперименты каждого. В частности, на персональной выставке в ГТГ крестьянские опусы Рождественского за некоторыми исключениями казались робким подражанием декоративно усвоенной системы. Теперь же введенные в круг бабы с граблями и мужики с бородами более четко принимаются индивидуальной версией поиска хрупкого равновесия между формой увиденной и формой преображенной. Это равновесие радует несравненно больше сегодняшнего умиления «энергичной кистью» мастодонтов советской живописи. По отношению к узурпировавшим силы творческого воображения, подменившим картину мира его вялой имитацией современникам Малевича -- реалистам 30-х применим такой левый лозунг: грабь награбленное супрематическими граблями!
Крестьянская тема открытия галереи символична для творческой стратегии «Проуна» в будущем. Обещаны экспозиции на тему традиционной и народной культуры разных стран мира. Так что в желании и умении думать об архетипах и артефактах быта интересно Марина Лошак выступает образцовым учеником русских авангардистов.
Сергей ХАЧАТУРОВ