Время новостей
     N°99, 08 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.06.2007
Nabucco против «Посейдона»
Южноевропейские трубопроводные проекты конкурируют за газ Азербайджана
Дефицит ресурсов газа для заполнения нового трубопроводного коридора по импорту газа в Европу (через Турцию и Балканы) приводит к парадоксальной ситуации. Брюссель во всех своих документах называет этот маршрут самым приоритетным для обеспечения энергетической безопасности и развития конкуренции между поставщиками. Однако вместо соперничества производителей газа происходит усиление борьбы между газотранспортными проектами за право доставлять те небольшие объемы голубого топлива, которые реально доступны в регионе. В частности, вчера стало известно, что консорциум по реализации одного из таких проектов -- Nabucco (из Турции в Австрию через Болгарию, Румынию и Венгрию) -- активно включился в борьбу за скромные экспортные возможности Азербайджана. Как сообщил президент венгерской MOL (один из пяти нынешних участников консорциума) Золт Хернади, Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) было предложено войти в состав акционеров проекта. «Мы являемся сторонниками того, чтобы Азербайджан участвовал в Nabucco не только как поставщик газа, но и как акционер», -- сказал г-н Хернади.

О расширении состава акционеров Nabucco сообщил на нефтегазовой конференции и управляющий директор этого проекта, представитель австрийской компании OMV Рейнхард Митшек, не упомянув об участии Азербайджана. «Я думаю, что в течение двух-трех месяцев мы начнем прием новых акционеров в Nabucco и во втором полугодии 2007 года будем иметь новый состав нашего совместного предприятия (сейчас помимо OMV и MOL 20-процентные доли имеют турецкая Botas, болгарская Bulgargaz и румынская Transgaz. -- Ред.) с тем, чтобы в начале 2008 года начать строительство газопровода», -- цитирует г-на Митшека Reuters.

Ранее на ежегодный импорт 8--10 млрд кубометров азербайджанского газа после 2010 года претендовал другой газопровод -- из Турции в Италию через территорию Греции и по дну Адриатического моря. Формально эту трубу образуют три независимых участка: перемычка между греческой и турецкой газотранспортными системами (ее уже почти построило совместное предприятие турецкой Botas и греческой DEPA), сухопутная нитка по Греции (DEPA), а также подводная труба «Посейдон» (ее со следующего года планирует строить консорциум греческой DEPA и итальянской Edison).

Изначально именно греко-итальянский проект вел переговоры с ГНКАР и рассчитывал на поставки азербайджанского газа (прежде всего с месторождения «Шах-Дениз»), а участники Nabucco собирались импортировать сырье из Ирана. О намерениях поставлять газ по греко-итальянской трубе не раз заявляли высокопоставленные чиновники из Азербайджана, включая президента страны Ильхама Алиева. Позавчера заместитель министра экономического развития Италии Альфонсо Гианни на нефтегазовой конференции в Баку подтвердил высокую заинтересованность его страны в закупках азербайджанского газа. «В течение этой недели будет установлен контакт между компанией Edison и правительством Азербайджана по вопросу поставок газа. Кроме того, для ускорения реализации этого проекта мы будем ожидать и приветствовать завершение этих переговоров, -- сказал замминистра в среду. -- Мы надеемся, что эта встреча позволит усилить сотрудничество между правительствами Италии и Азербайджана. С этой целью мы пригласили президента Азербайджана Ильхама Алиева посетить Италию».

Тем не менее контрактная ситуация с газом из Азербайджана была и остается настолько запутанной, что до сих пор никаких четких договоренностей акционеры «Посейдона» по этому вопросу достичь не смогли. Суть проблемы в том, что экспортные возможности Азербайджана (в рамках разработки первой стадии «Шах-Дениза») ограничиваются 8--10 млрд кубометров в год. Причем из них 6,6 млрд согласно долгосрочному контракту проданы Турции, которой, по большому счету, этот газ для внутреннего рынка не нужен. Потребности турецкой экономики с лихвой покрывают поставки из России, которые в 2010-м должны превысить 25 млрд кубометров за счет вывода на проектную мощность «Голубого потока».

И теперь Баку и Анкаре предстоит решить, как перепродавать азербайджанский газ желающим его получить в Европе. Турция крайне рассчитывает на получение права реэкспорта. Азербайджан выступает против передачи таких полномочий любым транзитным странам, говорят источники в ГНКАР. То есть ждать в ближайшее время прорыва в этом сложном переговорном процессе вряд ли возможно.

Очевидно, что предложение войти в состав акционеров Nabucco, безусловно, несколько увеличит шансы этого проекта на успех в погоне за гарантиями поставок. А главное -- резко улучшит переговорную позицию Баку на предстоящих переговорах с Edison, которая все-таки выглядит фаворитом, поскольку имеет перспективный рынок сбыта в Италии. Кроме того, даже если этот консорциум во главе с OMV выиграет конкуренцию за азербайджанский газ, он не решит задачу в полном объеме. Ведь пропускная способность Nabucco планируется на уровне 30 млрд кубометров в год. И где взять еще около 20 млрд кубометров для полной загрузки газопровода, не ясно. Дошло даже до того, что перед визитом в Австрию Владимира Путина, который состоялся пару недель назад, австрийские политики приглашали «Газпром» к загрузке трубы российским газом. Хотя всем прекрасно известно, что одна из основных идей этого маршрута -- диверсификация поставщиков на европейские рынки и снижение зависимости от импорта из России.




Президент Украины Виктор Ющенко призывает страны Европейского союза совместно реагировать на возникающие в последнее время проблемы с поставками газа из России. В интервью британской газете Financial Times он также призвал Кремль не примешивать политику к торговле нефтью и природным газом. «Нам хотелось бы видеть, что эти вопросы решаются на основе хороших добрососедских отношений, а экономические отношения строятся по принципам свободного рынка», -- отметил украинский президент. Г-н Ющенко предложил Евросоюзу ответить России «общей энергетической политикой», которая поможет разобраться с проблемами, вызываемыми перебоями в поставках. «События газовой войны 2005--2006 годов, события в Белоруссии, странах Балтии, в частности в Эстонии, свидетельствуют, что в наши дни ни одна страна не в силах сформулировать адекватную энергетическую политику в одиночку, -- цитирует издание президента Украины. -- Хотя некоторый прогресс есть, ЕС придется еще много сделать. Не думаю, что у ЕС уже есть концепция. В настоящее время она строится на базе двусторонних отношений». ИНТЕРФАКС

Алексей ГРИВАЧ