Время новостей
     N°102, 15 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.06.2007
Похоронка шифрограммой
Рассекреченные архивы Министерства обороны позволят уточнить число жертв Великой Отечественной
Министерство обороны России сняло гриф секретности с огромного массива документов времен Великой Отечественной войны. Об этом вчера объявил начальник архивной службы военного ведомства полковник Сергей Ильенков.

Соответствующий приказ №181 министр обороны Анатолий Сердюков подписал еще 8 мая. Называется он «О рассекречивании архивных документов Красной армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны 1941--1945 годов». Этим приказом снимаются грифы секретности с архивных документов, которые хранятся в Центральном архиве Министерства обороны России в подмосковном Подольске, Центральном архиве Военно-Морского Флота в Гатчине Ленинградской области и в Архиве военно-медицинских документов Военно-медицинского музея в Санкт-Петербурге. Это документы управлений Генерального штаба (а следовательно, и Ставки Верховного главного командования), Наркомата ВМФ, видов и родов войск, тыла, спецвойск, управлений вооружений и военной техники, штабов фронтов, военных округов, флотов -- вплоть до отдельной воинской части включительно.

Какой-то особой причины для столь масштабной акции нет. В России до 1993 года не было специального закона, регламентирующего сроки секретности. Так что снять гриф или нет с архивов такой давности, до сих пор решает ведомство-фондодержатель. И только для документов, вышедших после 1993-го, когда появился закон «О государственной тайне», этот срок определен в 30 лет. Но и его можно продлить.

По мнению полковника Ильенкова, войну давно надо было рассекречивать. Только в Подольском архиве стали доступны более 4 млн архивных дел. Этого не произошло, если бы пользовались, старым, так называемым комиссионным методом, когда работали центральная экспертная комиссия, такие же комиссии в войсках, главных и центральных управлениях. Каждую страницу дела «просвечивали» на наличие государственной и военной тайны и только потом составляли акт. Эффективность работы была ничтожно мала. Например, каждое дело в среднем 250 страниц, умножаем на 4 млн, хранящихся в Подольске, да в обоих морских архивах еще сотни тысяч документов -- работа длилась бы несколько десятилетий. Приказом же от 8 мая рассекретили все разом, минуя трудоемкую комиссионную проверку.

Теперь исследователи, пользователи архивной информации получают доступ к уникальным документам. По закону «Об информации» доступ к военным архивам может быть открыт всем, если только речь идет о несекретных документах. По-прежнему нерассекреченными, а это всего 1%, остались лишь документы военных трибуналов, военных судов, да и то потому, что их фондодержатель -- Главная военная прокуратура и Главное управление деятельности военных судов. Закрыты также и шифротелеграммы -- часто даже не из-за содержания, а способа передачи, то есть шифра и кода. После согласования деталей с Федеральным агентством правительственной связи военные готовы и большинство шифровок освободить от грифа. Но совершенно точно, что в неприкосновенности останутся документы спецархива Главного разведывательного управления -- он в приказе министра не значится.

Никаких сенсаций и потрясающих открытий, уверяет начальник архивной службы, рассекреченные документы не дадут. Корреспондент «Времени новостей» поинтересовался, есть ли среди рассекреченных документов такие, что подтверждают или опровергают версию Виктора Суворова (Владимир Резун) о том, что Сталин готовился первым начать боевые действия против Третьего рейха, но Гитлер его опередил. Полковник Ильенков, профессиональный военный архивист, проработавший в этой сфере почти двадцать лет, имеющий доступ практически ко всем архивным военным документам, ответил: никогда подтверждений, даже косвенных, версии г-на Суворова он не находил. Не исключено, правда, что они лежат в одном из архивов, относившихся прежде к партийным.

Сенсации сенсациями, но вполне возможно, что открытые документы военной поры позволят уточнить число погибших военнослужащих: сегодня известно о 8 млн 600 тыс. По результатам исследования бумаг Центрального архива Министерства обороны создается электронный банк данных по павшим воинам. Работу планируется закончить к марту следующего года.

Николай ПОРОСКОВ