Время новостей
     N°137, 03 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.08.2007
Служебное рвение
Оправданный по «делу Пуманэ» милиционер решил восстановиться на работе
Бывший сотрудник Московского УБОП майор Вячеслав Душенко, обвинявшийся в том, что три года назад вместе со своими коллегами забил до смерти задержанного офицера-подводника Александра Пуманэ, подал иск в Тверской суд столицы с просьбой восстановить его на работе. В ГУВД возражают -- Душенко не появлялся на работе без уважительных причин и, кроме того, пропустил сроки исковой давности (время, в течение которого можно обращаться в суд за восстановлением нарушенных прав).

Генпрокуратура сняла все обвинения в убийстве Пуманэ с майора Вячеслава Душенко в марте этого года. Бывший подводник из Петербурга был задержан в ночь на 18 сентября 2004 года в центре Москвы, в Спиридоньевском переулке. В его машине нашли две мины МОН-50 и тротиловую шашку. Приняв офицера за террориста, выполнявшего задание чеченских сепаратистов, милиционеры отвезли его в 83-е отделение. Для допроса подозреваемого, который, как впоследствии оказалось, был участником так называемой кингисеппской группировки киллеров, съехались высокопоставленные чины всех силовых структур. Допрос вели с «особым пристрастием» -- под утро Пуманэ, не перенесший избиений, скончался. Следствие предполагало, что пытал подводника начальник оперативно-розыскной части (ОРЧ) №5 УБОП ГУВД Вячеслав Душенко вместе с «двумя неустановленными милиционерами». Поскольку на допросы он не являлся, его объявили в розыск.

Обвинение в итоге было предъявлено только дежурному 83-го отделения Иосифу Смереке и его начальнику Андрею Семигину. В марте 2006 года Пресненский суд признал, что Семигин «устранился от руководства», «не определил круг лиц», которые должны были работать с Пуманэ. А его подчиненный Смерека выдал «неустановленному» милиционеру спецсредство -- резиновую дубинку, которой и избивали Пуманэ. Суд посчитал, что ненадлежащее исполнение милиционерами своих обязанностей и их халатность содействовали избиению Пуманэ во время допроса, хотя лично они в этом и не участвовали. Семигин был приговорен к двум годам условно, а Смерека на этот же срок был отправлен в колонию-поселение.

Душенко разыскивали два года. А в минувшем феврале он объявился сам, выступив в эфире «Первого канала» и рассказав, что в ту злополучную ночь он не только не избивал Пуманэ, но, наоборот, пытался оказать ему помощь. После того как Генпрокуратура сняла с него все обвинения, адвокат милиционера Владимир Левин предположил, что Душенко станет добиваться восстановления на работе.

В июне бывший борец с оргпреступностью подал иск в Тверской суд, и вчера состоялось первое заседание по разрешению этого трудового спора. Сам Душенко в суд не явился, его интересы представляла адвокат Татьяна Осокина. Как выяснилось с ее слов, г-н Душенко хотя и числился в розыске, все время, пока шло следствие, был дома. Г-жа Осокина сообщила суду, что в конце сентября 2004 года (то есть уже после печальных событий в 83-м отделении милиции) майор заболел и оставался на больничном до конца октября, потом ушел в отпуск и вернулся на работу только в декабре. «Его начальник заявил Душенко, что он отстранен от службы и ему лучше не показываться на работе, пока не будет закрыто уголовное дело», -- сказала адвокат. В январе 2005 года Душенко вновь заболел и поправиться смог только к концу марта. Адвокат Осокина в доказательство этого представила три больничных листа, последний был выдан кожно-венерологическим диспансером №6 Москвы. А потом вплоть до нынешней весны милиционер «доказывал свою невиновность». Все это, по мнению адвоката, служит оправданием тому, что Душенко не смог сразу обжаловать приказ об увольнении, изданный осенью 2004 года.

Представители ГУВД в свою очередь заявили суду, что с конца сентября 2004 года о месте нахождения начальника ОРЧ №5 ничего не было известно. «Он не выходил на службу без уважительной причины. Ни отпусков, ни больничных он не брал, и никаких документов, подтверждающих законность отсутствия, не представил», -- заявил представитель ГУВД. Он просил отказать в рассмотрении заявления их бывшего сотрудника, поскольку тот пропустил срок исковой давности. По Трудовому кодексу работник имеет право обратиться в суд по спорам об увольнении в течение месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Адвокат Осокина на это возразила, что Душенко не мог ослушаться руководства, которое запретило ему появляться на работе, и не сдал больничные листы в бухгалтерию, потому что туда его просто не допустили. При этом, по словам адвоката, во время своей болезни милиционер постоянно звонил на работу и справлялся о своей судьбе. Однако г-жа Осокина не смогла ответить на настойчивые вопросы судьи Натальи Макаровой о том, кто был тем руководителем, который велел Душенко не ходить на службу, кому именно и когда звонил бывший начальник ОРЧ, кто не пускал его в бухгалтерию. На все эти вопросы, призналась адвокат, сможет ответить лишь сам Вячеслав Душенко, которого было решено в итоге вызвать в суд для дачи необходимых разъяснений. Заседание было отложено и продолжится сегодня.

Екатерина БУТОРИНА