|
|
N°234, 20 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В назидание олигархам
В Эрмитаже показывают остатки роскоши античного курорта Стабии
Римские олигархи предпочитали проводить летнее время на берегу Неаполитанского залива в Стабиях, где на первой линии было построено множество роскошных вилл, площадь каждой из которых превышала 10 000 квадратных метров. На второй линии ставились более скромные сооружения, имевшие хозяйственное значение (villa rustica). Неожиданное извержение Везувия -- вулкана, который прежде все принимали лишь за гору, 24 августа 79 года погубило эту обитель роскоши. Трагедия известна у нас благодаря картине Карла Брюллова и помпейской архитектурной моде 1830-х годов, которая затронула множество государственных и частных домов, в том числе Зимний дворец после пожара 1837 года и Новый Эрмитаж, построенный по замыслу немецкого архитектора Лео фон Кленце. Ровно столетием ранее, в 1738--1749 годах, последовательно начались раскопки не только всемирно известных Геркуланума и Помпей, но затем и Стабий, то есть всего «мегаполиса», погребенного лавой и сохранившегося. Тогда, в частности, были обнаружены виллы, получившие название Сан-Марко (от близлежащей часовни) и Ариадны (в главном зале была обнаружена фреска с изображением Ариадны и Диониса). Король Карл III, который современниками был назван «новым Геркулесом» и «новым Александром Македонским», в 1751 году отвел несколько комнат для археологического музея в своей резиденции. Одним из первых россиян, увидевших будущий археологический парк, был барон Александр Строгонов, который не преминул сообщить на родину, что под дворцом, «называемом Портичи... славный город, называемый Гераклиум, и что выкапывают, то все во дворец становят. ...Многие думали, что в старину перспективу не знали, но во многих этих картинах видно, что все правила перспективы хорошо обзервованы». Спустя несколько месяцев «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали про Карла III: «Ныне Его Королевское Величество приказал 500 человекам ежедневно разрывать землю в том месте, где стоял старинный город Геркуланум».
Затем интерес прошел, виллы засыпали на два столетия. В 1950 году живописная компания, состоявшая из директора местной школы, сторожа и безработного автомеханика, возобновила поиски. Теперь захотели создать Археологический парк, в котором можно не только любоваться природой, но и рассматривать детали утраченного мира римских олигархов. Сегодня благодаря американским деньгам и созданному в 2001 году Фонду реставрации античных Стабий мы являемся свидетелями новой «помпейской лихорадки», целью которой и является создание Археологического парка на берегу Неаполитанского залива. По замыслу организаторов, посетители должны прочувствовать прелесть жизни, законсервированной пеплом вулкана. Среди богатого наследия первостепенное место занимают фрагменты фресок. Фрески, происходящие из вилл Сан-Марко и Ариадны, прекрасны не только, так сказать, сами по себе, но и стилистическими параллелями с искусством нового времени, в частности с работами де Кирико. Везувианский международный институт археологических и гуманитарных исследований предоставляет возможность всем желающим написать фреску, понять римскую моду и танец и, конечно, отобедать как олигарх.
Сегодня античный танец и театр достигли берегов Невы. Два вечера залы музея служили декорациями для постановок. Фонд Стабий способствует возрождению и античных вилл, и залов Боспора Нового Эрмитажа, что были отделаны первоначально в стиле фресковых росписей Помпей (архитектор Лео фон Кленце). В 1930-е годы они исчезли под серо-зеленым цветом, который в 1970-е годы сменился ярко-красным, что было шагом вперед к исторической правде. Но только в 2007 году интерьеру вернули исторический облик. После закрытия выставки в залах Боспора начнется монтаж постоянной экспозиции искусства другого центра античной цивилизации -- городов-колоний на северном берегу Черного моря. Эта знаменитая эрмитажная коллекция будет открыта для зрителя в июле 2008 года.
Сергей КУЗНЕЦОВ, Санкт-Петербург