Время новостей
     N°1, 15 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.01.2008
Лоточки белые, глаза печальные
Москва переживает новую волну сокращения киосков
Столичные власти в новом году вновь принялись рьяно «зачищать» город от киосков и ларьков. Сразу после праздников с московских улиц повально стали исчезать так называемые нестационарные предприятия мелкорозничной торговли, с которыми в мэрии борются уже несколько лет. «В этом году по решению межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при правительстве Москвы должно быть снесено около трех тысяч палаток», -- заявил «Времени новостей» начальник управления городских мероприятий и мелкорозничной сети департамента потребительского рынка и услуг Москвы Евгений Митягин. По его словам, еще к 1 января 2008 года чиновники намеревались закрыть около трети всех предприятий нестационарной мелкорозничной торговли. «По нашим подсчетам, после еще одной такой акции сокращения в 2009 году таких точек торговли должно остаться не более 40%, -- рассказал г-н Митягин. -- И в основном останутся узкоспециализированные объекты быстрого питания, распространения прессы, продажи цветов, бытового обслуживания».

Напомним, что решение о тотальном сокращении несетевой мелкой розничной торговли московские власти приняли в августе 2006 года, одобрив трехлетнюю программу развития потребительского рынка и услуг города. Предполагалось, что число так называемых предприятий «импульсной покупки», коих в тот момент в городе насчитывалось около 10 тыс., будет ежегодно сокращаться не менее чем на 20%.

По мнению столичных властей, такая сложно поддающаяся контролю форма торговли в городе, как временные лотки, тонары и киоски, изжила себя. «Ей на смену придут магазины розничной торговли шаговой доступности, программа развития которых активно реализуется в Москве», -- утверждает г-н Митягин. Чиновники уверены, что им удастся восполнить образующийся недостаток нестационарных киосков за счет сетевых стационарных магазинов. Правда, их ввод в строй пока отстает от темпов ликвидации продуктовых палаток. По данным департамента потребительского рынка и услуг города, в этом году в столице должно появиться около 400 стационарных объектов торговли, 220 пунктов общественного питания и более 1000 точек бытового обслуживания.

По мнению же представителей малого и среднего бизнеса, «фактически уничтожая несетевую нестационарную торговлю», чиновники просто действуют в интересах «близких и лояльных им» структур, «которые подмяли под себя традиционную на Западе для малого и среднего бизнеса сферу торговли в шаговой доступности». «Естественно, это удар по мелким предпринимателям, лишение их рабочих мест без какой-либо альтернативы, поскольку в Москве очень сложно и дорого арендовать нежилое помещение под предприятие», -- считает ведущий эксперт общественного объединения малого и среднего предпринимательства «Опора России» Владлен Максимов. «Вероятно, властям удобнее иметь дело, легче договориться не с тысячами предпринимателей, а с несколькими крупными сетями», -- полагает г-н Максимов.

В мэрии же полагают, что в городе мелким бизнесменам найдется иное применение. Кроме того, как отметил г-н Митягин, оформляя под киоск договор аренды земли, длительность которого, как правило, не превышает года, каждый предприниматель понимает зыбкость своего положения на улицах столицы.

Юлия ХОМЧЕНКО