Время новостей
     N°5, 21 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.01.2008
Дожить до казни
Матери жертв "петербургского маньяка" требуют восстановить в России высшую меру наказания
Судебный процесс над Дмитрием Вороненко, подозреваемым в совершении серии изнасилований и убийств, начался в Петербурге в минувшую пятницу. Потерпевшие -- родители четырех девочек, погибших от рук маньяка, -- готовы сделать все, чтобы высшую меру наказания применили к конкретному человеку за конкретные преступления. А адвокаты потерпевших готовы специально растянуть процесс до 1 января 2010 года, когда в России истекает мораторий на смертную казнь.

Пока Дмитрий Вороненко -- обвиняемый. Но он уже был судим четырежды. Три приговора закончились амнистиями, и лишь последний -- реальным пятилетним сроком (в 2001 году его признали серийным насильником, но не серийным убийцей). Отсидел Вороненко три года. Весь срок -- в "Крестах". И с формулировкой "твердо встал на путь исправления, охарактеризовал себя только с положительной стороны" был выпущен на свободу. Как гражданин Украины должен был туда и уехать. Но система слежения за освобожденными условно-досрочно развалилась. Он остался в Петербурге и начал убивать.

Сейчас Вороненко обвиняется в изнасиловании и убийстве 12-летней девочки в Петроградском районе, 11-летней девочки в Приморском районе, 18-летней девушки в Калининском районе и 20-летней девушки в Приморском районе. Одну девушку он не смог убить, и она будет выступать свидетельницей на процессе. Доказательная база у прокуратуры обширная -- те, кто видел девочек последними, утверждают, что Вороненко был вместе с ними, кроме этого, на трупах были обнаружены уже давно знакомые сотрудникам милиции узлы, которыми насильник связывал своим жертвам руки. Найдены отпечатки пальцев, частички его кожи и крови под ногтями убитых, микрочастицы одежды. Также есть признательные показания самого обвиняемого, который не скрывал подробностей злодеяний и охотно делился ими с оперативниками во время следственных экспериментов.

У сотрудников милиции есть подозрения, что за два года Вороненко был замешан в большем количестве преступных эпизодов, но в деле только найденные тела.

Родители погибших детей и их адвокаты считают, что вина за то, что насильник оказался на свободе и начал убивать, лежит на чиновниках Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (ГУ ФСИН) по Петербургу и Ленинградской области. Опасаясь взыскания за то, что СИЗО №1 "Кресты" катастрофически переполнено, они в 2005 году выпускали условно-досрочно всех осужденных, высвобождая место для подследственных. Кстати, определенных успехов тюремщикам удалось добиться -- к 2007 году наполнение "Крестов" спецконтингентом практически пришло в норму.

Выход на свободу сотен рецидивистов стал проблемой милиции -- поскольку те несколько женщин, которые работают в районных управлениях уголовно-исполнительной инспекции ГУ ФСИН, физически не могут организовать должным образом надзор за условно освобожденными или осужденными, а участковым просто не до этого.

Уже на первом судебном заседании матери погибших девочек потребовали отмены моратория на смертную казнь. И с этим предложением они собираются дойти до президента России. Пока, несмотря на то что протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни российским парламентом не ратифицирован, российские власти сохраняют мораторий на смертную казнь. Постановление Конституционного суда РФ от 2 февраля 1999 года гласит, что смертная казнь может быть применена только судом присяжных и только когда суды присяжных заработают на всей территории России. До 1 января 2010 года этого института не будет в Чеченской республике. Соответственно минимум до этого срока продлится и государственный мораторий на смертную казнь. Кстати, Вороненко на всякий случай от суда присяжных отказался.

Адвокаты не мешают матерям рассылать письма во все инстанции. А сами говорят о вероятности специального затягивания до последнего подачи кассаций в высшие инстанции и ходатайств об ужесточении любого наказания вплоть до 2010 года. Что в принципе возможно. А отмена моратория на смертную казнь станет лишь поводом для продолжения судебного процесса.

Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург