В этом году конкурс был силен, как давно не бывало. Из пяти претендентов на главный приз два фильма -- «Нефть» Андерсена и «Старикам здесь не место» братьев Коэнов -- выделялись особенно, и гадать о том, что именно предпочтет академия, становилось очень интересно. Тем более что среди трех оставшихся были с необыкновенным успехом прошедшая в прокате молодежная комедия «Джуно», очень рафинированная и высоко оцененная в Европе британская психологическая драма «Искупление» и классический юридический триллер «Майкл Клейтон» с любимым всеми Джорджем Клуни в главной роли -- то есть картины достойные и имеющие все шансы на победу в случае, если ни один из лидеров не получит большинства.
Однако в этот раз на оскаровских скачках определился один фаворит, взявший все основные призы: в финале церемонии братья Коэны не успевали отходить от сцены, «Оскары» буквально сыпались им в руки -- за лучшую экранизацию, за лучшую режиссуру и за лучший фильм в конце концов... Академики, на которых уже давно как будто махнули рукой -- ну мало ли кого они награждают, в этом году продемонстрировали отменный вкус и здравый смысл. Наконец-то страна признала своих героев, а главное -- чувство глубокого морального удовлетворения возникает именно от того, что это признание пришло не постфактум, а за действительно лучший фильм из снятых этими режиссерами.
Интересно, что никто не сомневался -- за лучшую мужскую роль награду непременно получит Дэниель Дей Льюис, сыгравший в фильме «Нефть», как это с ним уже случилось на множестве предоскаровских премий. И опять же совершенно справедливо. Потому что весь фильм -- один из самых глубоких и значительных за последние годы -- построен на главном герое, авантюристе и честолюбце, человеке с очень странной психикой, не знающем границ своей гордыни... Весь фильм в сущности служит лишь фоном к этому портрету, созданному Андерсеном и воплощенному Дей Льюисом с таким полным погружением, что поневоле подумаешь: Станиславский жил у них, а не у нас.
Второй «Оскар», доставшийся «Нефти», получил оператор Роберт Элсуит -- хотя номинаций было восемь. И это тот случай, когда жаль, что статуэток слишком мало.
Что касается «Джуно» -- несмотря на очевидную приятность этого девичьего варианта «Над пропастью во ржи», даже приз за главную женскую роль, которые многие прочили Эллен Пейдж, сыгравшей независимого подростка непринужденно и точно, ушел к другой. Лучшей исполнительницей стала Марион Котияр за «Жизнь в розовом цвете» -- фильме, никак не претендовавшем на верхнее место в списке.
Зато благодаря тому, что лучшие фильмы этого года сняты по романам, то есть являются экранизацией, «Джуно» смог отхватить «Оскара» за оригинальный сценарий, написанный бывшей стриптизершей по имени Дьябло Коди.
И наконец, за лучшую женскую роль второго плана награждена Тилда Суинтон, сыгравшая злодейку в «Майкле Клейтоне», работа, на мой взгляд, не выдающаяся, но достойная. Надо признать, что год выдался не женский, мужчины-актеры оказались на голову выше актрис, и если бы достоинство роли измеряли весом статуэтки, то «Оскары» Дея Льюиса и Хавьера оказались бы на полтонны тяжелее женских.
Вот кто вообще ничего не получил, так это «Искупление» -- фильм, снятый по очень популярному роману Йена Макьюэна, награжденный «Золотым глобусом» и в Британии обошедший как по количеству номинаций, так и по количеству и качеству призов картины и Коэнов, и Андерсена. Возможно, именно британская победа привела к тому, что академики не голосовали за европейского любимца. Но, честно говоря, несмотря на красивые съемки, отличную игру девочки Сирши Ронан, много мелодраматизма в эстетских интерьерах и замысловатый сюжет, академики, на мой взгляд, совершенно правы, предпочтя этой стилизованной под дамскую прозу истории глубокий, содержательный и мастерски сделанный фильм Коэнов...
Когда решение представляется совершенно обоснованным, как-то не возникает мысли о том, чем все-таки руководствуются академики, которые во многих других случаях совершали выбор, прямо скажем, далеко не лучший. Все-таки эффект признания хорошего искусства хорошим обладает какой-то реальной терапевтической силой. Сразу хочется верить в справедливость и победу добра, в силу прогресса, в наличие правильной культурной иерархии и другие великолепные вещи, которые как-то последнее время скукожились и уже не вызывали было доверия.
Хотя ведь фильм «Старикам здесь не место» решительно не подпадает ни под какие обычные требования к победителям. В нем не торжествует добродетель, нет счастливого финала и морали, он не очень доступен школьникам, да еще и снят на таком ужасном диалекте, который не понимает большинство жителей Америки. К тому же и в прокате он собрал всего 60 млн долл. (а «Джуно» -- 130). И по жанру что-то вроде криминальной черной комедии с элементами триллера, то есть совсем не эпическая сага о настоящей американской мечте, а, можно сказать, форменное над ней издевательство. Неужели сарказм стал распространен и среди голливудского большинства?