Время новостей
     N°59, 08 апреля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.04.2008
«Абсолютная связь»
Израильский пенсионер стал главным свидетелем обвинения по делу Леонида Невзлина
Леонид Невзлин способствовал усилению коррупции в Государстве Израиль. Об этом вчера сообщил в Мосгорсуде гражданин этой страны Юлий Нудельман, который в Высшем суде справедливости Израиля уже два года пытается оспорить законность получения г-ном Невзлиным израильского гражданства. В Мосгорсуде же г-на Невзлина -- в прошлом одного из основных акционеров ЮКОСа -- заочно судят по обвинению в серии заказных убийств и покушений.

Г-н Нудельман выступил вчера в Мосгорсуде как свидетель обвинения. Он уверен, что два процесса -- в Москве и в Иерусалиме -- суть одно и то же, так как должны привести к полному изобличению г-на Невзлина. По сути предъявленных Генпрокуратурой обвинений олигарху г-н Нудельман ничего сказать не мог, зато описание деяний г-на Невзлина на его новой родине выглядели ужасающе. Защита опального олигарха, в свою очередь, дала понять, что гражданская активность г-на Нудельмана на самом деле была инициативой Москвы, которая таким оригинальным способом пытается заполучить Невзлина в свои руки.

Как уже рассказывала газета «Время новостей», Генпрокуратура, отчаявшись добиться выдачи Леонида Невзлина Израилем, передала дело в суд, где его начали рассматривать заочно. Обвинение намерено доказать, что именно Невзлин -- один из учредителей и основных акционеров ЮКОСа -- занимался устранением людей, которые каким-то образом мешали интересам нефтяной компании. В частности, его обвиняют в организации убийства владелицы магазина «Чай» на Покровке Валентины Корнеевой, убийства мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, покушения на главу ЗАО «Роспром» Сергея Колесова, двух покушений на управляющего «Ист Петролеум Хандельсгез» Евгения Рыбина, покушения на бывшую сотрудницу «Менатепа» Ольгу Костину, убийства тамбовского предпринимателя Сергея Горина и его супруги. За организацию этих преступлений уже отбывает пожизненный срок бывший сотрудник службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин, который, как гласят оба вынесенных ему приговора, совершал их именно по указанию Невзлина.

Вчера Мосгорсуд заслушал последних свидетелей обвинения. Правда, что именно они должны были засвидетельствовать, так и осталось непонятно, поскольку о «мокрых делах» ЮКОСа они ничего не знали. Так, 50-летний москвич, водитель Сергей Козлов, который в 1998 года работал в автосервисе, обслуживавшем машины «Менатепа», сказал, что никакой Костиной не знал, а человек по фамилии Рыбин знаком ему лишь как солист группы «Дюна». Бывший замначальника службы безопасности ЮКОС-Москва, а ныне 54-летний пенсионер Юрий Копылов вспомнил Пичугина и с Невзлиным был знаком, но ни о каких покушениях не слышал, разве что в СМИ читал. Пенсионер МВД, бывший подчиненный Пичугина, 61-летний Владимир Кондрашов сообщил, что в ЮКОСе курировал работу филиалов (по России их насчитывалось 57) -- «по линии МВД, ФСБ и налоговых органов, чтоб все чисто было», с криминалом связи не имел, в дела Невзлина с Пичугиным не лез, и чем они там занимались, не знает. Бывший сотрудник охраны МДМ, проработавший в этой должности в 2002 году всего две недели, 40-летний Игорь Корецкий вообще перепутал фамилию Пичугина с фамилией Пичушкина (так называемый «битцевский маньяк», также осужденный на пожизненный срок). Он сообщил, что его уже несколько лет вызывают на допросы, а он рассказывает одно и то же: видел, «как плотный мужчина ломал входную дверь МДМ, ругался и кого-то требовал». Перепуганный своим несодержательным рассказом, свидетель даже спросил на всякий случай у судьи Новикова, не подозревает ли он его самого в чем-нибудь, чем вызвал смех.

И тут гособвинитель Генпрокуратуры Александр Кубляков заявил ходатайство о допросе дополнительного свидетеля -- гражданина Израиля, который мог сообщить о месте нахождения Невзлина и прояснить вопрос с его гражданством. «Фамилия моя Нудельман, имя -- Юлий, по отцу -- Михайлович», -- представился свидетель, обращаясь к судье «ваша светлость». 75-летний пенсионер, выходец из СССР, проживающий в Израиле уже 37 лет, отрекомендовал себя «независимым экспертом медицинской службы по халатному лечению», журналистом, автором «120 разоблачительных статей о врачах», «членом правления союза журналистов в Израиле», «братом в одной серьезной организации», оказавшейся масонской ложей. В 2006 году г-н Нудельман обратился в Высший суд справедливости с иском к МВД и минюсту Израиля о признании незаконным решения о выдаче Невзлину гражданства этой страны.

Адвокат Дмитрий Харитонов возразил -- мол, престарелый общественный деятель из Израиля ничего не может рассказать по сути дела, а вопрос о правильности получения гражданства к делу отношения не имеет. Но судья Новиков не согласился. Поскольку подсудимый отсутствует и дело в отношении него рассматривается заочно, сведения г-на Нудельмана могут оказаться вовсе не бесполезными, пояснил он.

Г-н Нудельман заявил, что «принял приглашение выступить в Мосгорсуде», поскольку видит в обоих судебных процессах -- в Москве и в Иерусалиме -- «абсолютную связь». «Москва решает сегодня то же самое, что решает Иерусалим. Невзлин настойчиво распускает слухи о том, что московский суд - продажный. Считаю, что это неверно», -- заявил он.

Для начала г-н Нудельман рассказал, как проходит процесс натурализации в Израиле -- что занимает он от года до пяти лет, в течение которых претенденты проходят длительную проверку в органах правопорядка на предмет отсутствия уголовного прошлого.

«Г-н Невзлин таких этапов не проходил. Он гражданин России, и я категорически против его израильского гражданства, которое он получил ложным путем», -- заявил израильтянин и с трибуны повел свою изобличительную речь. Из нее следовало, что Невзлин приехал в Израиль в июле 2003 года «в творческий отпуск», чтобы писать диссертацию. Однако, узнав об аресте бывшего главы МФО «Менатеп» Платона Лебедева, памятуя о допросе в Генпрокуратуре, узнав о вызовах на допросы Михаила Ходорковского, он решил в Россию не возвращаться, а получить гражданство Израиля. Невзлин, продолжал он, вступил в сговор с бывшим тогда министром выходцем из СССР Натаном Щеранским, тогдашним премьером Ариэлем Шароном и его сыном Омри Шароном, «которого наконец-то засунули в тюрьму за взятки», и бывшим министром внутренних дел. «Вся эта компания состряпала Невзлину гражданство за один месяц, и это в то время, когда все госучреждения устроили трехмесячную забастовку!» -- возмущался г-н Нудельман.

По его словам, беженец предоставил властям ложную информацию о том, что в отношении него не ведется уголовное преследование. Кроме того, он заявил, что израильский паспорт беглому олигарху удалось получить за баснословные взятки. В частности, таковой, по его мнению, следует считать пожертвование 1,5 млн долл. музею русской диаспоры. Немалые средства Невзлин якобы вложил и в избирательную кампанию нынешнего премьера Израиля Шимона Переса. «Государство Израиль достаточно коррупционно, но Невзлин увеличил пропорцию коррупции. Он стал председателем попечительского совета музея диаспоры, а это очень высокая должность, это -- власть над властью. Этому музею дали статус государственного, и теперь у Невзлина государственная должность, -- возмущался израильтянин. -- Он создал школу изучения истории еврейства в Восточной Европе им. Невзлина, учредил стипендии им. Невзлина в университетах Иерусалима и Тель-Авива». Кроме того, по словам свидетеля, олигарх умудрился "прикупить себе один нефтяной завод», а «госкомиссия признала эту сделку недействительной до тех пор, пока в ней участвует Невзлин». «Ни в одной стране мира такие деньги нельзя заработать честным путем, -- заявил свидетель. -- Я обратился в Высший суд справедливости с двумя вопросами: почему МВД и минюст не решают вопрос о лишении Невзлина гражданства и почему полиция не передает в суд дело о его экстрадиции».

Адвокат Харитонов не раз прерывал эмоциональную речь свидетеля: «Может, мы закончим слушать сказки о коррупции? Сил нет терпеть это безобразие. Езжайте к себе в Израиль и там расследуйте». Но судья был не прочь послушать.

По окончании выступления адвокат засыпал г-на Нудельмана вопросами: почему он решил проводить журналистское расследование, почему не сделал об этом ни одной публикации, кто его на это все надоумил, кто оплатил судебные расходы, кто спонсировал многочисленные поездки в Россию, с кем из правоохранительных органов он встречался в Москве и о чем они разговаривали? Смысл вопросов адвоката сводился к тому, что реальным инициатором возбуждения дела «Нудельман против Невзлина» была российская прокуратура, которая, по всей видимости, хорошо заплатила своему агенту. Но свидетель эти нападки отрицал: «Не родился еще тот человек, который мог бы мне указывать. Я действую в интересах еврейского народа и Израиля. Просто мои интересы удачно совпали с интересами российской прокуратуры. Это совпадение -- великая удача моя и прокуратуры».

Екатерина БУТОРИНА